rosupack
world-food
euromonitor
sial
beer_sochi2018
rosexpokrym
 

№1/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ
Обзор российского рынка шоколада
Value Based Engineering – новый подход к инжинирингу,
обеспечивающий максимальную доходность проекта


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ОН ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ НАМ КУШАТЬ
Обзор российского рынка баранины
КРЫЛЫШКО! ШЕЙКА! НОЖКА!
Брендинг халяльной продукции на рынке мяса птицы

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТУЧНЫ СТОЛИЧНЫЕ СТАДА…
Обзор российского рынка молока
БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР
Обзор российского рынка сыра
Индивидуальность и технологичность

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ
Обзор российского рынка батончиков мюсли

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ
Обзор российского рынка детского питания

ИНГРЕДИЕНТЫ
ТЕПЕРЬ ЛИ ТОСКОВАТЬ, КОГДА ПОСПЕЛ ЯЧМЕНЬ?
Обзор российского рынка солода

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Обзор российского рынка продуктов здорового питания
Эксперт рынка орехов и сухофруктов

ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
БЕРИ ЕДУ, ПОШЛИ ДОМОЙ!
Основные потребительские тренды индустрии питания вне дома

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ

Обзор российского рынка детского питания

Исследования компании «РБК Исследования рынков»

Восстановительный рост российского рынка детского питания, после падения объемов продаж в 2015 году, был заметен уже по результатам 2016-го. Тогда объем розничных продаж увеличился на 1,2%, составив 1411,7 тысячи тонн (рис. 1). В 2017 году рост продаж продолжился, и по результатам года можно ожидать дальнейшего роста показателя уже на 2,2%, до 1442,7 тысячи тонн.

ris.1

Таким образом, сегмент детского питания оказался одним из наиболее устойчивых на рынке детских товаров. Объясняется это в первую очередь тем, что покупки детского питания относятся к необходимым, особенно на раннем этапе развития ребенка.
И тем не менее это не означает, что «на детях не экономят»: очевидно, что потребительская корзина покупателя формируется исходя из имеющихся у него финансовых возможностей. Падение реальных располагаемых доходов, которое в 2015 году составило 3,2, а в 2016 – 5,8%, означало снижение покупательной способности населения. Соответственно, россиянам приходилось оптимизировать бюджет, сокращая расходы даже по тем категориям, по которым это обычно затруднительно. Существенный вклад в снижение покупательной способности вносил рост цен. Так, именно в 2015 году, когда темп прироста цен был максимальным за последние несколько лет, объем розничных продаж сократился на 3,2%. Прирост цен на сухие молочные смеси, овощные и фруктово-ягодные консервы к сентябрю этого года принял значение, близкое к 20% по каждой из категорий (рис. 2). Наиболее высоким – на 22% – был рост цен на фруктово-ягодные консервы. Безусловно, основным фактором повышения стоимости детского питания в 2015 году было ослабление российской валюты и, как следствие, – удорожание импорта.

ris.2

В свою очередь, восстановительный рост 2016–2017 годов был обусловлен прежде всего снижением темпов прироста потребительских цен на основные категории детского питания. Уже к сентябрю 2016 года прирост потребительских цен снизился на порядок, составив 7,1% на фруктово-ягодные консервы, 6,9% на сухие молочные смеси и 7,7% на овощные консервы. К сентябрю 2017 года прирост цен был еще более низким – 2,2, 2,7 и 3,8% на соответствующие категории детского питания. Снижению темпов прироста потребительских цен на детское питание способствовали стабилизация рубля и некоторые другие факторы, в частности, замедление роста цен на плодовоовощную продукцию в августе и сентябре 2017 года. Восстановление объемов продаж также поддержало общее снижение инфляции и темпов падения реальных располагаемых доходов.
Так, годовая инфляция в августе 2017 года составила 3,3%, что стало самым низким значением показателя с начала 1990-х годов, а в сентябре уровень потребительских цен снизился по сравнению с августом на 0,1%, что, как отмечалось в материалах ЦБ, нехарактерно для данного времени года.
Несмотря на то, что темпы роста инфляции сдерживались отчасти именно низким потреблением, то есть уже укоренившейся привычкой россиян к экономии, и реальные располагаемые доходы продолжили падение (составив за 10 месяцев 2017 года –1,3%, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года), небольших позитивных сдвигов было достаточно для того, чтобы рынок быстро восстановился после падения, что говорит в пользу его устойчивости.
Однако основной вывод, который позволяет сделать поведение рынка в кризис, состоит в том, что ключевым риском для него является существенная зависимость от импорта, причем как в части производства готовой продукции, так и в части сырья. В частности, 69,6% объема потребления молочных смесей занимает импортная продукция. И более того – даже при производстве сухого молока внутри страны (всего 7,2 тысячи тонн в 2016 году) используется импортное сырье. О слабости отечественной сырьевой базы свидетельствует и история с немецкой Hipp: член правления группы компаний Штефан Хипп заявил о том, что нехватка органического сырья приводит к недоиспользованию производственных мощностей нового завода Hipp в г. Мамоново Калининградской области, в результате чего он может быть закрыт. Масштаб зависимости от импорта оказался таков, что российскому правительству пришлось даже пойти на ослабление режима эмбарго и разрешить к ввозу сырье, предназначенное для детского питания, – всего 23 позиции. Согласно постановлению правительства от 27 мая 2016 года, режим продовольственного эмбарго был снят для говядины, мяса птицы и овощей, используемых при производстве детского питания.
Таким образом, проблемы российского производства детского питания тесно связаны с проблемами агропромышленного комплекса страны. Однако только 29 августа 2017 года Минсельхозом был издан приказ о создании специальной межведомственной группы по вопросам развития производства детского питания. В состав структуры вошли представители Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Минобрнауки, Минздрава и Роспотребнадзора. Как сказано в документе, основной задачей группы является разработка «комплексных мероприятий, направленных на улучшение производства детского питания».
По оценке Руспродсоюза, в настоящее время около 70% российского рынка детского питания сосредоточено на производственных компаниях нескольких фирм. Так, наиболее значительный вклад в производство вносят: АО «Прогресс», Danone, Nutricia (ОАО «Истра-Нутриция»), PepsiCo (ООО «Лебедянский»), Kraft Heinz Co. (ООО «Ивановский комбинат детского питания»). За исключением АО «Прогресс» – это дочерние компании крупных международных корпораций. Все они ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса с использованием существенной доли импортного сырья.
В 2016 году объем произведенного в России детского питания составил 95,8% от объема розничных продаж. При этом основная доля производства – 80% в натуральном выражении – приходилась на соки. Доля мясных, овощных и фруктовых пюре составила 16,4%. Остальные виды детского питания занимают небольшие доли в структуре производства. В 2016 году эти позиции уже продемонстрировали высокие темпы роста. Так, производство сухого молока для детей выросло в натуральном выражении на 56,5%, сухого питания на мучной основе – на 25,4%, а сухого питания на молочной основе – на 20,4% (табл. 1). Однако высокие темпы роста объясняются пока низкой базой (рис. 3).

tab.1

Хотя целевые показатели будущей «стратегии развития индустрии детского питания в Российской Федерации» еще не проработаны, основная цель на ближайшее время уже намечена. Она определена как замещение импорта, в частности сухого молока.

ris.3

Таким образом, работа по импортозамещению на рынке детского питания находится пока на начальной стадии. Между тем, перед правительством уже встала еще одна насущная проблема, имеющая непосредственное отношение к сегменту детского питания, – это новый демографический вызов, связанный с низкой рождаемостью в начале 1990-х годов.

Никита Глазков,
аналитик «РБК Исследования рынков»




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания