olive
beviale-moscow
ingredients
ipls
 

№1/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ
Обзор российского рынка шоколада

Value Based Engineering – новый подход к инжинирингу,
обеспечивающий максимальную доходность проекта




МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ОН ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ НАМ КУШАТЬ
Обзор российского рынка баранины

КРЫЛЫШКО! ШЕЙКА! НОЖКА!
Брендинг халяльной продукции на рынке мяса птицы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТУЧНЫ СТОЛИЧНЫЕ СТАДА…
Обзор российского рынка молока

БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР
Обзор российского рынка сыра

Индивидуальность и технологичность



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ
Обзор российского рынка батончиков мюсли


ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ
Обзор российского рынка детского питания


ИНГРЕДИЕНТЫ
ТЕПЕРЬ ЛИ ТОСКОВАТЬ, КОГДА ПОСПЕЛ ЯЧМЕНЬ?
Обзор российского рынка солода


ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Обзор российского рынка продуктов здорового питания

Эксперт рынка орехов и сухофруктов



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ
Обзор российского рынка овощей и фруктов


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
БЕРИ ЕДУ, ПОШЛИ ДОМОЙ!
Основные потребительские тренды индустрии питания вне дома


НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ

Обзор российского рынка батончиков мюсли

Исследования компании IndexBox

Батончики мюсли – продукт, приготовленный из сырых или запеченных злаков в спрессованном виде с добавлением ягод, сушеных фруктов, орехов, сиропа, йогурта и прочих составляющих. В процессе приготовления могут быть добавлены другие ингредиенты, такие как мед, шоколад или карамель.
Калорийность батончиков мюсли может варьировать в зависимости от состава исходных ингредиентов: в пределах от 150 до 400 килокалорий на 100 граммов продукта. Вес батончика мюсли варьирует в среднем от 25 до 40 граммов.
Изначально батончики мюсли были созданы в качестве лечебного питания. На сегодняшний день они являются одними из самых востребованных продуктов для людей, ведущих здоровый образ жизни и следящих за правильностью питания. Также батончики мюсли подходят для детского и спортивного питания, поскольку они имеют высокую пищевую ценность и вместе с тем не требуют специального приготовления или хранения, имеют невысокую стоимость и идеально подходят для здорового перекуса.
Среди продуктов переработки зерновых, используемых в качестве компонентов для производства батончиков мюсли, выделяются пшеничные хлопья (плющеные зерна) – доля батончиков из этого вида сырья составляет порядка 44% выпускаемой продукции. В свою очередь, доля батончиков из ячменных зерен оценивается в 23%, а на третьем месте – батончики из кукурузных зерен с показателем 12%. Замыкают пятерку батончики мюсли с овсяными и ржаными зернами – их доли составляют, соответственно, 8 и 4%. На мюсли из других видов злаковой продукции приходится 9%.

ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Объем потребления батончиков мюсли в 2016 году составил 35 351 тонну, что на 8% больше, чем в 2015 году (рис. 1). По предварительным итогам, в 2017 году рост потребления составил 17% – до 41 219 тонн.
ris.1 ris.2
На рынке батончиков мюсли преобладает продукция отечественного производства: в 2017 году на нее пришлось около 87,4% (рис. 3). Доля импортной продукции, которая составила 12,6%, складывалась в основном из поставок на территорию РФ продукции компаний Hero Group и Cereal Partners (Nestle).

ris.3

Основными иностранными поставщиками батончиков мюсли на российский рынок являются Германия, Белоруссия, Италия, Польша и Франция – на них приходится порядка 90% импорта в натуральном выражении. В свою очередь, российская продукция экспортируется главным образом в страны СНГ: Казахстан, Белоруссию, Азербайджан и Узбекистан – около 65% от всего экспорта батончиков в натуральном выражении.
В среднесрочной перспективе ожидается незначительное увеличение доли импорта. Вместе с тем прогнозируется рост объема локального производства и экспортоориентированности по мере увеличения конкуренции на внутреннем рынке.
Основным драйвером роста объемов потребления батончиков мюсли в РФ и странах СНГ является увеличение интереса к здоровому питанию, который активно развивается в последние несколько лет.
Среди ключевых тенденций, характерных для 2016–2017 годов, можно также назвать:
* продолжение роста цен на продукцию в среднем на 1–3% к концу 2017 года;
* усиление конкурентной борьбы в регионах с высокой концентрацией производителей;
* увеличение предложения батончиков в розничных торговых сетях;
* увеличение объема потребления здоровой пищи и, в частности, снеков в городах-миллионниках.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Объем производства батончиков мюсли, по предварительным итогам, в 2017 году составил 36 872 тонны (+14% к уровню предыдущего года). В среднесрочной перспективе рост производства продолжится, что обусловлено увеличением потребления здоровых снеков и популярности здорового образа жизни не только на территории России, но и за ее пределами.
На российском рынке батончиков представлено значительное число отечественных производителей: ЗАО «Пищевой комбинат «Линфас» (Санкт-Петербург), ООО «Леовит нутрио» (Москва), ООО «НоваПродукт АГ» (Москва), ООО «Белое дерево» (Новосибирская обл.) и другие.
В настоящее время рынок батончиков мюсли характеризуется невысокой степенью консолидации – в среднем на двух ведущих игроков приходится порядка 26% рынка в натуральном выражении. Так, по итогам 2017 года крупнейшими производителями этой продукции являются «Линфас» и «Леовит нутрио». Остальные производители в структуре рынка в натуральном выражении занимают не более 1,5% каждый.
К малым производителям, предлагающим различные виды батончиков, можно отнести московские ООО «Лакомства для здоровья» (ТМ Nature), а также ООО «БиоФудЛаб» (ТМ Bite), ООО «Клин снек» (Владимирская обл., ТМ Pikki) и ООО «Органик Фуд» (Санкт-Петербург, ТМ R.A.W.Life).
Активная политика международных игроков в течение последних нескольких лет позволила им увеличить свое присутствие на рынке. Так, рыночная доля Hero AG (Швейцария, ТМ Corny) в 2017 году увеличилась до 3,4% в натуральном выражении, а доля Nestle (ТМ Fitness и Nesquik) – до 2,8%.
На фоне роста популярности батончиков у потребителей ожидается, что на рынке будет появляться большее количество малых и средних производств. Кроме того, будет расширена продуктовая линейка крупных игроков.

ОСНОВНЫЕ БРЕНДЫ НА РЫНКЕ БАТОНЧИКОВ
Среди основных брендов, представленных на рынке батончиков, можно назвать ТМ Corny и Cornybig (Hero AG/ООО «Хироу Рус», Москва), Extremeenergy/Fitness Collection («Линфас»), Fitness (Nestle/ООО «Сириал Партнерс Рус», г. Пермь), «Фрутилад» (ООО «Белое дерево») и «Худеем за неделю» («Леовит нутрио»). На долю данных брендов в совокупности приходится порядка 55% рынка в натуральном выражении.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
В среднесрочной перспективе до 2021 года прогнозируется постепенное увеличение как объема локального производства, так и импортных поставок батончиков мюсли на фоне продолжающегося роста потребления. В розничном сегменте ожидается усиление маркетинговой политики ведущих иностранных игроков, реализующих свою продукцию в крупных федеральных сетях.
Ежегодный рост объемов потребления батончиков мюсли составит порядка 105%, и, как ожидается, к 2021 году достигнет 50 117 тонн (рис. 4).

ris.4

В свою очередь, в перспективе до 2021 года ожидается увеличение доли экспорта, что обусловлено в основном растущим спросом на продукцию в станах СНГ.
При этом ключевым фактором развития рынка батончиков станут потребительские предпочтения населения и наметившийся тренд на здоровое питание – постепенный отказ от сахара, соли и искусственных ингредиентов. Формирование новых покупательских предпочтений способствует росту объема потребления как здоровых снеков в общем, так и батончиков мюсли, в частности.
Стоит отдельно отметить, что для рынка характерна следующая особенность: при росте доходов населения не стоит ожидать резкого увеличения потребления батончиков мюсли. В свою очередь, при падении уровня доходов первое, от чего начнет отказываться население, – это именно батончики, так как культура потребления здоровых продуктов и снеков находится на стадии формирования, а покупка подобной продукции носит, в том числе, импульсивный характер.

Анна Чернышева,
младший специалист
IndexBox Russia




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания