olive
beviale-moscow
ingredients
ipls
 

№1/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ
Обзор российского рынка кофе


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ
Обзор российского рынка шоколада

Value Based Engineering – новый подход к инжинирингу,
обеспечивающий максимальную доходность проекта




МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ОН ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ НАМ КУШАТЬ
Обзор российского рынка баранины

КРЫЛЫШКО! ШЕЙКА! НОЖКА!
Брендинг халяльной продукции на рынке мяса птицы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТУЧНЫ СТОЛИЧНЫЕ СТАДА…
Обзор российского рынка молока

БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР
Обзор российского рынка сыра

Индивидуальность и технологичность



БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ
Обзор российского рынка батончиков мюсли


ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ
Обзор российского рынка детского питания


ИНГРЕДИЕНТЫ
ТЕПЕРЬ ЛИ ТОСКОВАТЬ, КОГДА ПОСПЕЛ ЯЧМЕНЬ?
Обзор российского рынка солода


ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Обзор российского рынка продуктов здорового питания

Эксперт рынка орехов и сухофруктов



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ
Обзор российского рынка овощей и фруктов


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
БЕРИ ЕДУ, ПОШЛИ ДОМОЙ!
Основные потребительские тренды индустрии питания вне дома


НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР

Обзор российского рынка сыра

Исследования компании Step by Step

Сыр – один из продуктов, на поставки которых значительно повлияло введение ответных экономических санкций со стороны России. До 2014–2015 годов доли российской и импортной продукции на рынке сыра были практически одинаковы. Так, в 2013 году импорт составил 316,5 тысячи тонн, а производство – 428,6 тысячи тонн. По итогам же 2016 года импорт сыра снизился до 191,4 тысячи тонн, тогда как производство равнялось 546,3 тысячи тонн. Такая же динамика наблюдается по итогам 10 месяцев 2017 года: 169,1 тысячи и 530 тысяч тонн, соответственно.
Очевидно, что общий объем производства и импорта сыра снижается. При этом доля импорта сократилась почти вдвое, так как отсутствуют поставки из стран Евросоюза. Ранее сыры ввозились более чем из 30 государств. Стоит отметить, что данная ситуация негативно воспринимается потребителями, так как ранее были востребованы и «обычные» импортные сыры, и деликатесы, которые сейчас на рынке полностью отсутствуют. С другой стороны, эта ситуация дает стимул российским предпринимателям проявить активность и предложить потребителю новый продукт. Однако отечественные предприниматели сталкиваются с нехваткой сырья. Сельскохозяйственная отрасль страны, и в частности молочное животноводство, находятся в упадке. Размер молочного стада за последние 10 лет сократился на 25%. Таким образом, в России давно существует дефицит молока: производится не более 60?65% от объема потребления.
Рассмотрим динамику российского производства сыров и сырных продуктов за последние несколько лет.
После спада производства сыров, наблюдавшегося в 2013 году, в 2014–2015 годах был отмечен рост выпуска этой продукции (рис. 1). Очевидно, что это было обусловлено сокращением импортных поставок из-за ответных экономических санкций. В этот период российские предприниматели увидели для себя новую нишу, в которую они постарались войти. В 2016 году объем производимой продукции оставался практически неизменным. С января по октябрь 2017 года было выпущено 385 801,13 тонны сыров. Составляя прогноз по итогам 2017 года, можно предположить, что показатели производства будут ниже, чем в предыдущий год, и составят около 530 970,28 тонны (для сравнения: в 2016 году объем производства равнялся 546 297 тоннам).

ris.1

Производство товара в категории «продукты сырные» на протяжении многих лет демонстрировало положительную динамику. За период с января по октябрь 2017 года было выпущено 152 539,66 тонны рассматриваемой продукции, что уже превысило показатель производства за полный 2016 год (рис. 2). Имеющаяся статистика позволяет прогнозировать объем производства в 2017 году на уровне 165 544,54 тонны.

ris.2

Отметим, что производство сырных продуктов показывает более динамичный рост, чем производство сыров. Это может быть обусловлено более простой рецептурой данной категории, отсутствием необходимости выдержки продукции, более дешевыми составляющими и другими причинами.
Статистика по средним потребительским ценам дана в несколько иных категориях, по которым ведется наблюдение. В сегменте сыров рассматриваются: сыры сычужные твердые и мягкие; национальные сыры и брынза; сыры плавленые. Что не позволяет полностью сопоставить приведенные данные.
Анализируя динамику роста средних потребительских цен на территории РФ за 2016–2017 годы по категориям, можно увидеть, что в категории «национальные сыры и брынза» она имеет ярко выраженную сезонность: самые низкие показатели за год наблюдаются в мае-июне, а своего пика цена достигает в декабре. Вдобавок резкое падение цен, отмеченное во второй половине 2016 года, не было компенсировано ростом в соответствующий период 2017-го. В категории «сыры плавленые» рост цен имеет стабильный характер: так, за период с января 2016 года по ноябрь 2017-го цена увеличилась на 42 рубля. Такая же картина наблюдается в категории «сыры сычужные твердые и мягкие», где за аналогичный период цена выросла с 421,08 до 476,77 рубля.
Рассматривая средние потребительские цены по федеральным округам, мы наблюдаем, что Дальневосточный ФО лидирует во всех категориях сыров – цены там самые высокие. Национальные сыры и брынза в Дальневосточном ФО реализуются в среднем по цене 541 рубль за килограмм, плавленые сыры – 420 рублей за килограмм, а сыры сычужные твердые и мягкие – 542 рубля за килограмм. Что касается самых низких цен, то тут у каждой категории продукции свой лидер. Так, например, самые низкие цены на категории «национальные сыры и брынза» и «сыры сычужные твердые и мягкие» отмечены в Северо-Кавказском ФО – соответственно, 337 и 394 рубля за килограмм, а на категорию «плавленые сыры» цены минимальны в Южном ФО – 246 рублей за килограмм.
Объем розничных продаж сыров жирных в денежном выражении год за годом увеличивается (рис. 3)*. Одной из причин этого явления может быть рост потребительских цен. В свою очередь значительного роста рынка в натуральном выражении в период кризиса не происходит.

ris.3

На российский рынок поставляется продукция в следующих категориях:
* сыры молодые (недозрелые или невыдержанные), творог;
* тертые сыры или сыры в порошке всех сортов;
* плавленые сыры, нетертые и не в порошке;
* голубые и прочие сыры, изготовленные с penicillium roqueforti;
* прочие сыры.
В 2016 году наблюдался спад объема импорта сыров разных категорий (рис. 4). Так, если в категориях «тертые сыры или сыры в порошке всех сортов», «плавленые сыры, нетертые и не в порошке» и «голубые и прочие сыры, изготовленные с penicillium roqueforti» показатели изначально были невелики, то две другие категории отчетливо показывают резкое снижение ввозимого товара, начиная с 2015 года. И на данный момент этот спад продолжается. Однако стоит отметить, что данные за 2017 год представлены лишь за 10 месяцев, поэтому делать окончательные выводы пока рано.

ris.4

Экспорт в категории «сыры молодые» после 2015 года начал снижаться (рис. 5). В категории «плавленые сыры, нетертые и не в порошке» продолжается снижение экспортных поставок. Объем экспорта по категории «другие сыры» достаточно стабилен. Что касается категорий «тертые сыры или сыры в порошке всех сортов» и «голубые и прочие сыры, с использованием penicillium roqueforti», то динамический тренд вывести сложно, потому что демонстрируются слишком разные показатели на протяжении выбранного временного отрезка. Отметим, что данные за 2017 год даны лишь за 10 месяцев, поэтому ориентироваться на них пока нельзя.

ris.5

Подводя итоги, отметим, что производство сырных продуктов показывает более динамичный рост, чем производство сыров. Можно предположить, что происходит частичное замещение сыров сырными продуктами на российском рынке.
Динамика розничных продаж в денежном выражении в последние годы положительная, что во многом обусловлено инфляцией.
Ситуация с импортом продукции такова, что по всем категориям сыров поставки снизились, начиная с 2015 года.
С экспортом ситуация неоднозначная: лидирующие позиции занимают две категории сыров «сыры молодые» и «плавленые сыры, нетертые и не в порошке», но экспорт по ним год от года сокращается.
Многие ожидали, что с введением санкций у российских производителей появится стимул заполнить опустевшую нишу, однако имеющиеся цифры, демонстрируют, что этого не произошло.

* Статистика по розничным продажам имеется только по жирным сырам.

Ирина Забегаева,
директор проектов
Группы компаний Step by Step

Анастасия Годовальникова,
специалист по связям с общественностью
Группы компаний “Step by Step”




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания