troostwijk

world-food
pet-technologies
agroprodmash-expo
brau-beviale
sial
 

№1/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ
Обзор российского рынка шоколада
Value Based Engineering – новый подход к инжинирингу,
обеспечивающий максимальную доходность проекта


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ОН ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ НАМ КУШАТЬ
Обзор российского рынка баранины
КРЫЛЫШКО! ШЕЙКА! НОЖКА!
Брендинг халяльной продукции на рынке мяса птицы

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТУЧНЫ СТОЛИЧНЫЕ СТАДА…
Обзор российского рынка молока
БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР
Обзор российского рынка сыра
Индивидуальность и технологичность

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ
Обзор российского рынка батончиков мюсли

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ
Обзор российского рынка детского питания

ИНГРЕДИЕНТЫ
ТЕПЕРЬ ЛИ ТОСКОВАТЬ, КОГДА ПОСПЕЛ ЯЧМЕНЬ?
Обзор российского рынка солода

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Обзор российского рынка продуктов здорового питания
Эксперт рынка орехов и сухофруктов

ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
БЕРИ ЕДУ, ПОШЛИ ДОМОЙ!
Основные потребительские тренды индустрии питания вне дома

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ

Обзор российского рынка шоколада

Исследования Центра исследований кондитерского рынка

Традиционные предновогодние закупки продуктов в российских городах в конце 2017 года на самом деле совсем не выглядели обычными. Казалось, что всю российскую торговлю буквально накрыло потребительским цунами. За 2–3 недели до Нового 2018 года в магазинах выросли огромные очереди, торговые залы были наводнены людьми с переполненными продуктовыми корзинами и тележками. Этот небывалый покупательский ажиотаж случился после долгого трехлетнего периода воздержания и поражал своим размахом даже бывалых работников торговли.
У сладостей в этой предновогодней круговерти особое значение. Детские праздничные наборы, шоколадные конфеты в коробках, подарки и сладкие сувениры для друзей или коллег, жестяные банки с печеньем, съедобные елочные шары и фигурки, изысканные деликатесы – все это покупается перед Новым годом чуть ли не в первую очередь, и все это – кондитерские изделия. При этом на первом месте выступает шоколадная продукция.
В преддверии Нового 2018 года спрос на сладости и шоколадные кондитерские изделия, в частности, превзошел все ожидания. Во второй половине 2017 года потребление шоколадных кондитерских изделий установилось на максимальном за последние десятилетия уровне в 5–5,2 килограмма в год на человека в среднем по стране. Если сравнивать с европейскими странами–лидерами по потреблению (8–12 килограммов в год на человека), это пока еще не такой высокий показатель, но он уже заметно выше тех объемов, которые в среднем съедал россиянин хотя бы 4 года назад (4,3 килограмма в год на человека в 2014 году). Вплоть до 2015 года потребление шоколадных кондитерских изделий в России росло постепенно и без резких рывков. Но наступивший кризис, резкий рост цен на готовую продукцию (до 60% с 2015-го по 2016 год), а также необходимость экономить на повседневных тратах изменили потребительские привычки россиян, и многие предпочли «забыть» про шоколад до лучших времен.
Среди ключевых причин для улучшения потребительских настроений – замедлившийся рост цен и усталость от необходимости экономить. Но, главное, что стоит отметить, текущий рост потребления – это не просто увеличенные объемы съеденных конфет и шоколадок в килограммах. В предпочтениях российских потребителей хоть и медленно, но все же начинают происходить качественные изменения.
Безусловно, массовый рынок весьма консервативен и тренды, о которых ниже пойдет речь, – это лишь слабый ветерок гипотетических изменений. Но во всем этом важно одно – шоколад все больше привлекает к себе внимание, а его потребительская аудитория становится заметно шире только детской и женской групп потребителей.
Один из главных трендов, который постепенно приходит и на российский рынок, – это не просто покупка продукта по более высокой цене, но продукта с более весомыми потребительскими свойствами, когда переход в более высокую ценовую категорию связан именно с качественными характеристиками, а не с магазинной наценкой или логистическими издержками, если речь идет об импорте. Скажем, покупатель переходит с простого темного шоколада на шоколад из специальных сортов какао или с шоколада промышленного производства на продукт ручной работы. Или же тривиальный молочный шоколад уже не устраивает потребителя, и требуется более тонкая гамма вкусов и свойств продукта. Этот тренд охватывает взрослую аудиторию в основном в крупных городах, где есть доступ к большему разнообразию продукции и формируется соответствующий спрос. Среди прочего об этом можно судить по росту числа специализированных магазинов-бутиков и числа небольших производителей немассового шоколада, который можно встретить, к примеру, в нишевых магазинах здорового питания. Все больше аспектов приготовления шоколада приобретают значение и, как в свое время с вином, изысканным чаем или кофе, эти нюансы превращаются в отдельную культуру потребления или даже образ жизни.
Шоколад, точнее темный или даже горький шоколад, давно уже не вызывает никаких возражений у диетологов. Он стимулирует выработку гормона хорошего настроения и содержит вещества, оказывающие антиоксидантное действие. При этом шоколад стабильно критикуется за высокое содержание сахара. Сокращение объемов использования сахара, призывы к ответственному потреблению продукта, информация о допустимых объемах потребления прямо на упаковке – весьма востребованные потребителями новшества, которые уже можно встретить на прилавках российских магазинов.
В борьбе за потребителя производители также расширяют предложение за счет выпуска специализированной продукции: без лактозы, без использования орехов, без сахара и так далее. Хотя пока примеры такой продукции в России единичны. Еще один западный тренд, который пока не поддержан в России, – это environmentally friendly продукция, то есть продукция, произведенная с наименьшим ущербом для окружающей среды.
Шоколад перестает быть просто десертом и все больше превращается в модный продукт. И здесь, как в мире высокой моды, кем-то задаются тренды, а кто-то тиражирует наиболее востребованные из них на массовом рынке. Многие шоколатье активно экспериментируют с самыми необычными вкусами привычного шоколада. Яблоко и тмин, куркума и тропические фрукты, груша и черный перец – примеры идей, которые предлагаются новаторами мира высокой шоколадной моды. Что из этого будет действительно поддержано потребителями, пока вопрос. Но в России еще 10 лет назад сочетание красного перца с шоколадом могло вызвать у потребителей оторопь, а сейчас у такого продукта немало поклонников.
Если вспомнить, что основными потребителями шоколадных изделий в нашей стране являются дети, то уместно будет сказать, что наиболее востребованным видом шоколада является молочный: с добавками, начинками, пористый и какой еще угодно, но молочный. На молочный шоколад приходится более половины всего потребляемого в стране шоколада. В кризисном 2015 году из-за резкого роста цен на основное сырье для производства шоколада его выпуск балансировал на грани рентабельности, и многие производители активно выводили на рынок продукцию с большим объемом различных добавок, которые были дешевле шоколадного сырья и позволяли сдерживать рост отпускных цен. В результате на рынке возникло даже некоторое увеличение ассортиментного разнообразия за счет интересных новинок с необычными свойствами и вкусами. Это было поддержано покупателями, и по сей день ими приветствуется разнообразие вкусов, добавок и форматов шоколада на прилавках.
Конечно, приверженность к традиционным вкусам и привычным с детства брендам шоколада и конфет остается неизменной и самой массовой характеристикой российской аудитории. Уже несколько лет Центр исследований кондитерского рынка анализирует состав детских новогодних подарков, которые закупают перед зимними праздниками госкомпании и различные бюджетные организации. В подавляющем большинстве случаев в условиях поставки указано, что подарки должны состоять из шоколада и конфет строго определенных брендов, чаще всего – «тех самых», еще советских (видимо, известных и любимых с детства теми, кто формирует эти задания на поставку). Но при всем этом, с каждым годом становится все больше подарков, в которых учтены меняющиеся пристрастия детской аудитории с их особенным выбором, и он оказывается в основном не в пользу «тех самых» вкусов. Похоже, подрастающее поколение как минимум хочет чего-то большего, чем только традиции. Посмотрим, каким будет этот выбор.

Елизавета Никитина




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания