rosupack
world-food
euromonitor
sial
beer_sochi2018
rosexpokrym
 

№1/2018


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ
Обзор российского рынка кофе

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ТОСКА ОТСТУПИТ, И ПЕЧАЛЬ ПРОЙДЕТ
Обзор российского рынка шоколада
Value Based Engineering – новый подход к инжинирингу,
обеспечивающий максимальную доходность проекта


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ОН ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ НАМ КУШАТЬ
Обзор российского рынка баранины
КРЫЛЫШКО! ШЕЙКА! НОЖКА!
Брендинг халяльной продукции на рынке мяса птицы

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ТУЧНЫ СТОЛИЧНЫЕ СТАДА…
Обзор российского рынка молока
БУДЕТ МИР – БУДЕТ СЫР
Обзор российского рынка сыра
Индивидуальность и технологичность

БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ СВАРИШЬ В КАШЕ
Обзор российского рынка батончиков мюсли

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ПРОДЕЛКИ У ТАРЕЛКИ
Обзор российского рынка детского питания

ИНГРЕДИЕНТЫ
ТЕПЕРЬ ЛИ ТОСКОВАТЬ, КОГДА ПОСПЕЛ ЯЧМЕНЬ?
Обзор российского рынка солода

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Обзор российского рынка продуктов здорового питания
Эксперт рынка орехов и сухофруктов

ФРУКТЫ И ОВОЩИ
ТОТ НЕ ЗНАЕТ НАСЛАЖДЕНЬЯ, КТО КАРТОШКИ НЕ ЕДАЛ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
БЕРИ ЕДУ, ПОШЛИ ДОМОЙ!
Основные потребительские тренды индустрии питания вне дома

НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки


ХОРОШИЙ ЧЕРНЫЙ – КРЕПКИЙ ЧЕРНЫЙ

Обзор российского рынка кофе

Исследования компании NeoAnalytics

В целом российский рынок кофе можно охарактеризовать как достаточно емкий и высококонкурентный. На нем систематически присутствует платежеспособный спрос и растет потребление. Кроме того, в течение последних 10 лет четко отслеживаются значительные изменения потребительских предпочтений россиян, которые в свою очередь положительно сказываются на растущей динамике отечественного кофейного рынка. Так, в частности:
кофе является базовым продуктом потребительской корзины;
произошли изменения стиля жизни и культуры потребления кофе, что привело к увеличению посещаемости кофеен и росту их числа;
растут расходы потребителей на покупку кофе;
происходят изменения в структуре потребления – потребители переходят от дешевых порошковых видов кофе к более качественному продукту;
увеличивается потребление натурального молотого и зернового кофе.
На протяжении последнего десятилетия российский рынок кофе динамично развивался: с 2011-го по 2016 год его ежегодный прирост составил 57,6% в натуральном выражении. Росту этих показателей способствовало активное развитие торговых сетей и увеличение торговых площадей. Кроме того, активно укрепляют свои позиции новые форматы торговли: кофейни, торговые автоматы, интернет-магазины, «кофе в офис» (office coffee service).
Интенсивный рост кофейного рынка подтверждается увеличением количества потребляемого кофе на душу населения в РФ за десятилетний период. Если в 2001 году этот показатель составлял 400 граммов на одного россиянина в год, то в 2016-м на человека приходилось уже 1,35 килограмма кофе. Тем не менее Россия на порядок отстает по этому показателю от развитых европейских стран, где он колеблется в пределах от 6,2 до 12 килограммов.
Основным видом кофе, который предпочитают российские потребители, является растворимый. На сегодняшний день в сегменте растворимого кофе по потреблению на душу населения Россия занимает третье место в мире после США и Великобритании. Сегмент растворимого кофе почти достиг точки насыщения. Однако в последние несколько лет соотношение потребления растворимого кофе к обжаренному (молотому и зерновому) кофе постепенно меняется в пользу последнего.
В 2016 году в структуре розничных продаж в натуральном выражении доминировали кофе миксы, кофейные концентраты и другие кофейные напитки с долей 47,1% (рис. 1). Доли растворимого кофе составляла 38,7%, а натурального – 14,2%. В стоимостном выражении эти показатели составили, соответственно, 41, 48,5 и 10,5%. По итогам 2017 года, существенных изменений в структуре розничных продаж кофе по видам не ожидается.

ris.1

Кофе в России не выращивается, поэтому отечественный рынок зависит от тенденций развития мирового рынка: повышение цен, снижение поставок вследствие климатических условий и другие факторы.
По данным Росстата, Россия в 2016 году, по сравнению с 2015-м, увеличила импорт кофе на 9,5% в натуральном выражении. Общий объем импорта кофе в РФ в натуральном выражении достиг 171,5 тысячи тонн, а в денежном – $ 516,6 млн (рис. 2). По предварительным данным, в 2017 году импорт кофе в натуральном выражении вырос на 10,4% – до 189,3 тысячи тонн.

ris.2

В 2016 году первое место среди стран, поставляющих кофе в нашу страну, занимал Вьетнам с долей 40,5% в натуральном выражении. Также в тройку стран–лидеров импорта кофе вошли Бразилия и Индонезия – их доли составили, соответственно, 17,9 и 12,3%. В 2017 году структура импорта по странам существенно не изменилась.
В связи с тем, что на территории России ключевыми игроками мирового кофейного рынка были открыты новые заводы, на протяжении последних лет наблюдался рост экспорта кофе в зернах в страны ближнего зарубежья. В основном продукция из России поставлялась в Белоруссию, на Украину и в Казахстан. Общий объем экспорта кофе из страны в 2016 году составил 4,9 тысячи тонн, или $ 26,6 млн. По оценке NeoAnalytics, в 2017 году объем экспортных поставок увеличился до 5,8 тысячи тонн.
По данным Росстата, в 2016 году на территории страны было выпущено 36,5 тысячи тонн кофе. Ожидается, что по итогам 2017 года, объем производства увеличится на 3,6% и составит 37,8 тысячи тонн.
На сегодняшний день основными игроками на этом рынке являются: ООО «Нестле Россия», ООО «Крафт Фудс Рус» и ООО «Чибо». Эти компании входят в тройку лидеров российского рынка растворимого кофе, занимая долю более 50% в стоимостном выражении.
Что касается зернового кофе, то чуть более 60% этого рынка занимают такие производители, как ГК «Орими Трэйд», ЗАО «Московская кофейня на паяхъ», ООО «Чайно-кофейная компания «Гранд» и ООО «Паулиг Рус».
В 2016 году объем российского рынка кофе в натуральном выражении составил 203,1 тысячи тонн, увеличившись на 7,9% по сравнению с 2015-м (рис. 3). По расчетам NeoAnalytics, в 2017 году объем рынка увеличился на 9% до 221,3 тысячи тонн.

ris.3

В денежном выражении объем кофейного рынка в 2016 году составлял около 160 млрд рублей, а в 2017-м он увеличился на 10,6% до 177 млрд рублей.
Российский рынок кофе является импортозависимым в силу особенностей географического положения страны. В структуре объема рынка доля импорта составляет около 85% (рис. 4).

ris.4

На сегодняшний день российский рынок кофе является высококонкурентным. Активно идет консолидация и поглощение игроков. К примеру, израильская Strauss Group Ltd занимается консолидацией на кофейном рынке путем поглощения российских игроков. Среди приобретенных ею торговых марок – Ambassador, Kaffa, Le Cafe и «Черная карта».
По прогнозам ассоциации «Росчайкофе», на отечественном рынке кофе в долгосрочной перспективе останется всего 5–6 игроков, большая часть из которых будет представлена транснациональными компаниями, а количество брендов сократится в 2–3 раза вследствие консолидации рынка. Лидерами рынка будут игроки, активно проводящие рекламные кампании, а также игроки, нарастившие капитализацию, в том числе благодаря процессам консолидации. В сегменте натурального жареного кофе ожидается появление новых иностранных операторов.
По прогнозам NeoAnalytics, емкость российского рынка кофе в натуральном выражении, по итогам 2017 года, составит 205,4 тысячи тонн. В 2018 году показатель вырастет до 212,2 тысячи тонн, а в 2019-м – до 220,5 тысячи тонн. Ежегодный прирост составит 3–5%.

Ольга Луцева-Эр,
генеральный директор
исследовательской компании NeoAnalytics
MSc in Social Management




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания