текущий номер

swop

agroprodmash
fiera di rimini
peterfood
interfood_sib
 

№4/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХАРЭ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ!
Состояние и перспективы развития мирового рынка вина

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ШКОЛУ, ПЕЙТЕ, ДЕТИ, КОКА-КОЛУ
Потребительское поведение на российском рынке газированных напитков

Выставка drinktec-2017 – рекордное количество участников



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ЖУЧКИ, И ЧЕРВЯЧКИ, И, КОНЕЧНО, ПАУЧКИ
Обзор импорта жевательного мармелада


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ХОТИМ, ЧТОБЫ С МЯСОМ БЫЛ БОРЩ!
Брендинг на российском рынке мяса

ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ
Обзор российского рынка колбасной продукции

«Активная упаковка» – увеличение сроков хранения без консервантов



РЫБА
ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ
Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»
Обзор российского рынка молока

ПОЯВЯТСЯ И РАСТВОРЯТСЯ СНОВА
Специализированные сети по продаже молока и молочных продуктов

ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ
Обзор российского рынка мороженого

Инновационные технологии Henkel для упаковочных линий в пищевой промышленности


МОЛОЧНЫЕ ИНННОВАЦИИ



ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..
Потребительское поведение на рынке детского питания

С MENSHEN возможно все!



ИНГРЕДИЕНТЫ
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Российский импорт какао-продуктов

Почему нельзя пропустить 27-ю выставку SIMEI



ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
КУПЛЮ НА РЫНКЕ Я КАРТОШКУ ВИ-АЙ-ПИ
Обзор российского рынка здорового питания

Россия: новые инвестиции в компании «Констанция Кубань»



ТОРГОВЛЯ
СУДЬБА ВИНОВАТА БЫЛА, ЧТО СКОРО ВЫ ИМ ИЗМЕНИЛИ
Перспективы СТМ в продовольственных категориях*


УПАКОВКА
ВСЕГО ОДИН ЛИШЬ ТОЛЬКО РАЗ
Обзор российского рынка одноразовой посуды

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОФРОУПАКОВКИ
Исследование департамента маркетинга группы предприятий ПЦБК

Упаковочное оборудование. 550 компаний-участников. Более 150 поставщиков упаковочного оборудования



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов InterFood St. Petersburg-2017


26-й международный форум «Пиво-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..

Потребительское поведение на рынке детского питания

Исследования компании MarketSense

ЧТО ЕДЯТ НАШИ ДЕТИ?
Настоящий обзор представляет результаты кросс-культурного исследования Kid’s Nutrition, проведенного осенью 2016 года в Москве и Варшаве исследовательскими компаниями MarketSense (Россия) и Almares (Польша).
Исследование проводилось среди мам детей в возрасте 3-12 лет и состояло из этнографической фазы (дневники питания детей, домашние визиты) и последующего опроса методом личного интервью*. Интервью проводилось с мамами в присутствии детей, при этом на некоторые вопросы дети отвечали самостоятельно.
Основные вопросы исследования касались привычек и установок в питании детей. Каковы основные принципы здорового питания в России и Польше? Какие продукты ограничиваются в употреблении, а какие – нет? Каковы предпочтения детей, какую еду они выбирают, какие вкусы им нравятся, а какие – нет? Какие бренды популярны у мам и детей в обеих странах? Насколько значимы различия в питании детей, в отношении к брендам и категориям продуктов?

ЗДОРОВОЕ И СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ
Принципы здорового питания в России и Польше схожи – это натуральность продуктов, сбалансированность рациона по соотношению белков, жиров и углеводов, употребление фруктов и овощей, а также горячее питание каждый день.
Важно подчеркнуть, что натуральность и сбалансированность – это два наиболее важных компонента здорового питания, которые имеют одинаково высокий приоритет в России и Польше (рис. 1).

ris.1


Свежеприготовленная еда, употребление фруктов и овощей и ограничение сладостей чаще отмечаются польскими мамами, в то время как ежедневная горячая еда, ограничение газированных напитков и особенно включение в рацион супов – российскими мамами. В Польше суп не является необходимым элементом обеденного меню (в отличие от России), и сами рецепты супов более диетические – например, томатный суп, тыквенный крем-суп с добавлением йогурта (в отличие от традиционных российских супов на мясном и курином бульоне, супов-пюре с добавлением сливок и прочих).

АНТИ-ГЛЮТЕНОВЫЙ ТРЕНД И ОПАСНОСТЬ «СКРЫТОГО САХАРА»
В рамках качественного этапа исследования было также выявлено несколько интересных трендов, которые определяют различие в восприятии тех или иных продуктов с точки зрения их полезности. Например, в России по сравнению с Польшей невысока популярность детских сухих завтраков (хлопья, мюсли, подушечки и другие) в качестве регулярно употребляемого на завтрак продукта – их указывают 40% российских мам против 84% польских. В России мамы считают сухие завтраки источником «скрытых сахаров», регулярное употребление которых детьми может впоследствии привести к развитию диабета.
При этом для России характерно включение в детское меню большого разнообразия изделий из пшеничной муки – печенья, вафель, булочек, пирожков, блинов и других. В Польше, наоборот, такие продукты ограничиваются в потреблении из-за содержания глютена, который может стать причиной болезней ЖКТ и провокатором аллергических реакций. В связи с этим польские мамы заменяют пшеничный хлеб на кукурузный и рисовый и избегают давать детям макароны (которые очень популярны в России), заменяя их гарнирами из круп, например, из пшена и гречки. На фоне анти-глютенового тренда в Польше получил распространение «полезный домашний фаст-фуд»: мамы готовят гамбургеры и хот-доги с использованием безглютеновых булочек и оценивают такую еду как существенно менее вредную для здоровья детей в сравнении с классическим фаст-фудом.
Такие различия в страхах и опасениях мам, противоположность оценок отдельных продуктов и ингредиентов могут объясняться разницей дискурсов и потребительских контекстов, в которые включены родители в России и Польше. В частности, это мнения, формирующиеся с помощью СМИ, родительских Интернет-сообществ, а также рекомендации педиатров, маркетинг безглютеновых продуктов, продуктов без скрытого сахара и другое. Нужно отметить, что информация об опасности глютена в последнее время распространяется и в России, и вероятно, в недалеком будущем антиглютеновый тренд в питании детей в нашей стране будет более ощутим.

ЧТО ЗАПРЕЩАЮТ МАМЫ?
Российские мамы несколько чаще, чем польские, декларируют ограничение нежелательных продуктов в питании детей (89% против 82%). Несмотря на то, что список запретных продуктов одинаков, «анти-рейтинг» отдельных позиций серьезно различается по странам.
В России существенно более выражено негативное отношение к сладким газированным напиткам, соленым снекам и фаст-фуду. Так, потребление сладких газированных напитков ограничивают 51% российских мам и только 37% польских, соленые снеки (чипсы, сухарики) – 49% российских мам и 33% польских, фаст-фуд – 31 и 17%, соответственно (табл. 1).

tab.1



ЧТО ЛЮБЯТ ДЕТИ?
Интересно отметить, что российские и польские дети проявляют в своих вкусах редкостное единство. Вне зависимости от возраста, «хитами» в обеих странах являются сладости (особенно выделяется категория детского шоколада), чипсы, спагетти, сосиски, пакетированные соки и молочные коктейли. Для младшей возрастной группы (3-6 лет) характерно предпочтение «детских сладостей» (шоколадные яйца с сюрпризом и фигурный жевательный мармелад, например, «мишки» Haribo), а у 7-12-летних в число фаворитов попадают более сытные продукты, имеющие для них «взрослый» имидж – гамбургеры и пицца. Показательно, что часто дети любят именно то, что не одобряется и ограничивается мамами, – ведь именно запретный плод сладок!
По результатам исследования был выявлен ряд факторов, предопределяющих успех продукта у детской аудитории как в Польше, так и в России (рис. 2).

ris.2


1. Текстура. Мягкая (в возрастной группе 3-6 лет) или комбинированная (7-12 лет), например, хрустящая снаружи, мягкая внутри;
2. Форма продукта. Игрушечные и «анимированные» форматы (3-6 лет) и необычные устрашающие образы-монстры (7-12 лет);
3. Вкусы. Любимые вкусы в обеих странах – сладкие, а нелюбимые – острые и кислые. При этом российские дети больше, чем польские, любят вкус мороженого, Кока-Колы и йогурта, а польские более терпимы к ореховому вкусу и вкусу имбирного пряника. В целом, польские дети в большей степени, чем российские, открыты к потреблению продуктов с пряным пикантным вкусом.

САМЫЕ ДЕТСКИЕ БРЕНДЫ
Первое место в рейтинге любимых брендов у российских и польских детей по праву занимает Kinder (включая самые знаменитые и самые детские разновидности – Kinder Surprise и Kinder Chocolate).
В России среди любимых детьми марок – «Чудо», «Агуша» и «ФрутоНяня». Это признанные детские бренды, которые привлекают своим качеством, популярностью и запоминающейся рекламной коммуникацией. В Польше чаще в качестве любимых называют марки Nestle и Danone – соответственно, 33 и 22%. В России их выбирают, соответственно, 13 и 6% опрошенных.

ris.3



GLOBAL KIDS
Исследование показало, что современные дети в России и Польше – это поколение global kids, объединенное общими интересами, культурными ориентирами и, как следствие, общими потребительскими предпочтениями. Тем не менее существуют и определенные культурные различия, которые должны быть учтены при разработке и продвижении брендов для детской аудитории.

* Общее число интервью – 200, по 100 интервью в каждой из стран.

Елена Мосичева,
Татьяна Зиглина
ООО «МаркетСенс»





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания