текущий номер

olive
prod-expo
beviale-moscow
menshen
fiera di rimini
 

№4/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХАРЭ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ!
Состояние и перспективы развития мирового рынка вина

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ШКОЛУ, ПЕЙТЕ, ДЕТИ, КОКА-КОЛУ
Потребительское поведение на российском рынке газированных напитков

Выставка drinktec-2017 – рекордное количество участников



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ЖУЧКИ, И ЧЕРВЯЧКИ, И, КОНЕЧНО, ПАУЧКИ
Обзор импорта жевательного мармелада


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ХОТИМ, ЧТОБЫ С МЯСОМ БЫЛ БОРЩ!
Брендинг на российском рынке мяса

ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ
Обзор российского рынка колбасной продукции

«Активная упаковка» – увеличение сроков хранения без консервантов



РЫБА
ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ
Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»
Обзор российского рынка молока

ПОЯВЯТСЯ И РАСТВОРЯТСЯ СНОВА
Специализированные сети по продаже молока и молочных продуктов

ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ
Обзор российского рынка мороженого

Инновационные технологии Henkel для упаковочных линий в пищевой промышленности


МОЛОЧНЫЕ ИНННОВАЦИИ



ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..
Потребительское поведение на рынке детского питания

С MENSHEN возможно все!



ИНГРЕДИЕНТЫ
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Российский импорт какао-продуктов

Почему нельзя пропустить 27-ю выставку SIMEI



ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
КУПЛЮ НА РЫНКЕ Я КАРТОШКУ ВИ-АЙ-ПИ
Обзор российского рынка здорового питания

Россия: новые инвестиции в компании «Констанция Кубань»



ТОРГОВЛЯ
СУДЬБА ВИНОВАТА БЫЛА, ЧТО СКОРО ВЫ ИМ ИЗМЕНИЛИ
Перспективы СТМ в продовольственных категориях*


УПАКОВКА
ВСЕГО ОДИН ЛИШЬ ТОЛЬКО РАЗ
Обзор российского рынка одноразовой посуды

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОФРОУПАКОВКИ
Исследование департамента маркетинга группы предприятий ПЦБК

Упаковочное оборудование. 550 компаний-участников. Более 150 поставщиков упаковочного оборудования



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов InterFood St. Petersburg-2017


26-й международный форум «Пиво-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ

Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы

Исследования информационного агентства «Крединформ»

ПОТРЕБЛЕНИЕ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Многие знают о пользе рыбы, которая, с точки зрения современных диетологов, является наиболее предпочтительным источником белка. Диетологи рекомендуют включать в рацион рыбу и морепродукты не реже 2-3 раз в неделю. В процессе кулинарной обработки рыба теряет менее 20% воды (мясо – до 40%), поэтому ее мякоть обладает сочностью и нежностью, приятной любому желудку. Рыбный белок содержит меньше соединительных тканей, поэтому легко поддается воздействию пищеварительных ферментов. Это обеспечивает практически полную его усвояемость. В рыбе очень мало углеводов, нет излишка жиров и в 4-5 раз меньше калорий, чем в мясных продуктах. Да и сам рыбий жир, в отличие от животного, полезен: в нем имеются необходимые для сердечно-сосудистой системы полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6. Помимо прочего, рыба богата витаминами, инозитом, пантотеновой кислотой и огромным количеством микроэлементов.
К сожалению, в России, в сравнении с другими развитыми странами, рыбы и морепродуктов потребляется очень мало. Мы не дотягиваем даже до физиологической нормы потребления рыбы и рыбных продуктов, рекомендуемой Академией медицинских наук России, – 24 килограмма в год на человека. В целом по стране в 2015 году* фактическое значение этого показателя составило 21,2 килограмма.
На спрос оказывают свое влияние не только гастрономические пристрастия жителей страны (обусловленные историческими и национальными особенностями), но и ценовой аспект – красные сорта рыб, как правило, имеют высокую стоимость, что не по карману малообеспеченным слоям населения. Кроме того, мало рыбы едят в регионах с неразвитой речной сетью и географически расположенных далеко от морей и океанов.
Наибольший спрос на рыбу и морепродукты у жителей дальневосточных регионов, в рационе которых она играет большую роль. Так, в Приморском крае среднедушевое потребление рыбы в домохозяйствах достигло 35,3 килограмма в год, а в Магаданской области – 35 килограммов. В целом российской норме потребления рыбы соответствует всего 22 субъекта из 85.
Москва занимает сорок седьмое место по среднедушевому потреблению рыбы (20,8 килограмма на человека в год). Санкт-Петербург расположился еще ниже – на семьдесят втором месте (16,8 килограмма).
Особенности национальной кухни и отсутствие морей определили наименьше потребление рыбы в Республиках Тува и Калмыкия – соответственно, 6,8 и 10,5 килограмма.
Разница между лидером (Приморский край) и аутсайдером (Республика Тыва) в спросе на рыбу достигает более 5 раз.

ОБЪЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ПРОИЗВОДСТВА
По итогам 2016 года в России было поставлено на рынок 1140 тысяч тонн живой, свежей и охлажденной рыбы, что на 3% меньше, чем в 2015 году (рис. 1).

ris.1

Своего пика производство достигло в 2013 году – 1461 тысяча тонн. Негативная динамика была вызвана запретом поставок рыбы (первичного сырья) из стран ЕС и Норвегии, а также падением спроса, обусловленным ростом цен при одновременном снижении реальных доходов населения.
С другой стороны, в прошлом году несколько выросло производство переработанной и консервированной рыбы. Отечественные компании переработали почти 4 млн тонн рыбы, что выше уровня 2015 года на 1% (рис. 2).

ris.2



СРЕДНИЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ
Средние розничные цены на рыбу и рыбную продукцию представлены в таблице 1. Самый дорогой рыбный продукт – икра лососевых рыб, цены на которую в январе–марте 2017 года достигли 3271 рубля за килограмм, что выше аналогичного периода прошлого год на 8,2%.

tab.1


Консервы рыбные в томатном соусе (350 граммов) можно приобрести в среднем за 64 рубля.
В первом квартале этого года наибольший скачок цен наблюдается на рыбу охлажденную и мороженную разделанную лососевых пород +15,9%, а также на соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы +12,8%.
Очевидно, что ускорение инфляционных процессов затронуло рынок рыбы в большей степени, что объясняется зависимостью этого сегмента экономики от импортного сырья и оборудования (все это отражается на конечной себестоимости), а также устранением конкуренции из Норвегии и других стран ЕС вследствие введенных Россией контрсанкционных мер.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ
По итогам 2016 года российский экспорт рыбы непереработанной и переработанной достиг 1519 тысяч тонн, превысив уровень 2015 года на 9,8%, тогда как импорт продолжает снижаться: в 2016 году он упал на 8,4%, до 516 тысяч тонн (рис. 3).

ris.3


Общая стоимость отечественного экспорта за рассматриваемый период составила $ 3,1 млрд. Денежный объем экспорта уменьшился на 8,4%. Импорт рыбы в денежном выражении – $ 1,6 млрд, что выше на 2,9% данных 2015 года.
Таким образом на рыбном рынке Россия имеет положительное сальдо торгового баланса: экспорт превышает импорт на $ 1,5 млрд.
На столь существенное падение импорта в натуральном выражении оказали влияние два фактора: контрсанкции на рыбную продукцию из Норвегии и стран ЕС и девальвация рубля, приведшая к значительному подорожанию завозимой продукции и, как следствие, падение на нее спроса со стороны потребителя.
Очевидно, отечественный производитель смог воспользоваться благоприятной внешнеторговой конъюнктурой и третий год подряд наращивает поставки рыбы и рыбной продукции за рубеж.
На Фарерские острова**, Китай и Чили сегодня приходится 52,6% импорта необработанной и переработанной рыбы и рыбной продукции, что в натуральном выражении равно 270 тысячам тонн (табл. 2).

tab.2

В Топ-5 лидеров на четвертом месте значится и Белоруссия: очевидно, через соседнюю страну, не имеющую выхода к морю и развитой речной сети, просачивается запрещенная продукция из ЕС и Норвегии, поставляемая под торговыми марками белорусских производителей. Всего в Россию поступает продукция из 61 государства и территории.
До введения ответных санкционных мер основным импортером рыбы в Россию была Норвегия, которая за неполный 2014 год (год ввода эмбарго) поставила 133 тысячи тонн, или 14,9% от общего объема импорта.
Структура импорта рыбы и морепродуктов в РФ очень диверсифицирована: 52,7% веса приходится на мороженую рыбу; 12% – на филе рыбное; 11,9% – на готовую или консервированную рыбу, икру; 6,3% – на ракообразных; 5% – на рыбу свежую или охлажденную (рис. 4).

ris.4


Основной страной, куда было направлено 54,1% отечественного экспорта рыбы и рыбной продукции, является Китай – в прошлом году в натуральном выражении объем поставок в эту страну достиг 822 тысяч тонн (табл. 3).

tab.3


На экспорт в основном идет мороженая рыба – 86,8% объема в натуральном выражении (рис. 5).

ris.5



ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ
Согласно данным, содержащимся в базе Глобас-i (продукт ИА «Крединформ»), крупнейшие российские компании по переработке рыбы и рыбных продуктов представлены в таблице 4.

tab.4

Среди Топ-5 производителей по годовой выручке лидирует ЗАО «Балтийский берег» (10,1 млрд рублей), а по показателю рентабельности продаж – ПАО «Меридиан» (21,5%).
В таблице 5 представлены крупнейшие российские компании, специализирующиеся на вылове рыбы. Безоговорочный лидер по годовой выручке – ПАО «Океанрыбфлот» (16,1 млрд рублей), тогда как наибольшая рентабельность продукции у ПАО Акционерное общество «Архангельский траловый флот» (126,6%).

tab.5

Интересно отметить, что все лидеры отрасли показали значительный прирост показателя выручки, что связано с уходом с российского рынка привозной рыбы из Норвегии и стран ЕС.
В завершение отметим, что в условиях санкций в отечественной рыбной отрасли наметились позитивные сдвиги. Переработка рыбы растет опережающими темпами, в сравнении с другими секторами пищевой промышленности. Однако производители уже в ближайшее время могут столкнуться с трудностями: оборудование для переработки рыбы, как правило, импортного производства, а в условиях девальвации рубля, это приводит к дополнительным издержкам компаний.

* Наиболее свежие данные.

** Принадлежат Дании, но не входят в ЕС.

Антон Щербаков,
эксперт информационного агентства «Крединформ»





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания