текущий номер

swop

agroprodmash
fiera di rimini
peterfood
interfood_sib
 

№4/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ХАРЭ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ!
Состояние и перспективы развития мирового рынка вина

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ШКОЛУ, ПЕЙТЕ, ДЕТИ, КОКА-КОЛУ
Потребительское поведение на российском рынке газированных напитков

Выставка drinktec-2017 – рекордное количество участников



КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
И ЖУЧКИ, И ЧЕРВЯЧКИ, И, КОНЕЧНО, ПАУЧКИ
Обзор импорта жевательного мармелада


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
ХОТИМ, ЧТОБЫ С МЯСОМ БЫЛ БОРЩ!
Брендинг на российском рынке мяса

ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ
Обзор российского рынка колбасной продукции

«Активная упаковка» – увеличение сроков хранения без консервантов



РЫБА
ПЛЕЩЕТ НЕЖНОСТЬ В ГЛУБИНЕ
Обзор российского рынка свежей и переработанной рыбы


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
«МЫ ДО СИХ ПОР ПЫТАЕМСЯ ДОИТЬ ТЕХ, КТО И ТАК ЛЕЖИТ»
Обзор российского рынка молока

ПОЯВЯТСЯ И РАСТВОРЯТСЯ СНОВА
Специализированные сети по продаже молока и молочных продуктов

ВКУС ЗИМЫ НА ЯЗЫКЕ ЗАСТЫЛ И ТАЕТ
Обзор российского рынка мороженого

Инновационные технологии Henkel для упаковочных линий в пищевой промышленности


МОЛОЧНЫЕ ИНННОВАЦИИ



ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ЗАПРЕТИТЬ БЫ ЗАПРЕЩАТЬ!..
Потребительское поведение на рынке детского питания

С MENSHEN возможно все!



ИНГРЕДИЕНТЫ
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Российский импорт какао-продуктов

Почему нельзя пропустить 27-ю выставку SIMEI



ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
КУПЛЮ НА РЫНКЕ Я КАРТОШКУ ВИ-АЙ-ПИ
Обзор российского рынка здорового питания

Россия: новые инвестиции в компании «Констанция Кубань»



ТОРГОВЛЯ
СУДЬБА ВИНОВАТА БЫЛА, ЧТО СКОРО ВЫ ИМ ИЗМЕНИЛИ
Перспективы СТМ в продовольственных категориях*


УПАКОВКА
ВСЕГО ОДИН ЛИШЬ ТОЛЬКО РАЗ
Обзор российского рынка одноразовой посуды

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОФРОУПАКОВКИ
Исследование департамента маркетинга группы предприятий ПЦБК

Упаковочное оборудование. 550 компаний-участников. Более 150 поставщиков упаковочного оборудования



ВЫСТАВКИ
21-я международная выставка продуктов питания, напитков и ингредиентов InterFood St. Petersburg-2017


26-й международный форум «Пиво-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ВЕРЕН ЕЙ В ГОРЕ И В РАДОСТИ, В БОГАТСТВЕ И В БЕДНОСТИ

Обзор российского рынка колбасной продукции

Исследования компании «Маркет Аналитика»

Спецификой отечественного рынка колбасной продукции является то, что он практически полностью наполняется за счет продукции собственного производства, а доля импорта на нем незначительна.
Экономический кризис последних лет в первую очередь ударил по производителям колбасного рынка. По данным Национальной ассоциации мясопереработчиков, продажи за период с 2015-го по 2016 год упали в целом на 8-10%. Произошло и снижение рентабельности предприятий. Как сообщает Председатель правления Анатолий Морозов, в 2014 году рост себестоимости колбасных изделий составил 45%, при этом розничные цены на них повысились всего на 19%, в 2015 году рост себестоимости составил 15%, а цен – 5%. Снижение покупательной способности населения делает невозможным вполне оправданное повышение цен в данной отрасли, в результате чего малые и средние предприятия терпят убытки и закрываются, оставляя освободившиеся доли рынка на передел крупным производителям.
В сложившейся ситуации рынку может грозить дальнейшее падение спроса на колбасную продукцию в пользу охлажденного мяса и полуфабрикатов. Анализ динамики производства указанных отраслей косвенно отражает возможность такого сценария развития. Объем производства колбасных изделий снижается, в то время как производство охлажденного, замороженного мяса и полуфабрикатов растет (рис. 1).

ris.1


Показатель объема производства колбасных изделий ни разу не опускался ниже уровня 2010 года. Исключением стал 2016 год, когда спад относительно 2010-го составил около 1%. Это при том что численность населения выросла с тех пор почти на 4 млн, что еще раз подтверждает падение спроса на данный продукт.
Среди федеральных округов по производству колбасной продукции лидируют Центральный и Приволжский – на их долю приходится 63% всех производимых в России колбас. Самые низкие показатели в Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах – их общая доля в производстве составляет чуть более 1%.
При анализе производства по регионам выяснилось, что снижение произошло в пяти федеральных округах, тогда как незначительный рост продемонстрировали четыре.
Центральный федеральный округ – лидер мясоперерабатывающей промышленности – увеличил объемы производства в 2016 году относительно 2015-го (рост составил 2%), но спад относительно 2014-го (почти на 2%).
В Приволжском федеральном округе, который также входит в число лидеров производства, ситуация аналогичная, за исключением того, что в сравнении с 2015 годом объем производства остался практически на том же уровне.
Еще два федеральных округа, где за последний год увеличились объемы производства колбасной продукции, это Крымский и Северо-Кавказский ФО. Однако их рост почти не влияет на общую ситуацию в стране, поскольку они являются аутсайдерами мясоперерабатывающей промышленности. Если по Крымскому ФО по ряду объективных причин нельзя оценить ситуацию в динамике, то по Северо-Кавказскому ее можно проследить, и она наиболее отличает этот регион от других. Это единственный регион нашей страны, в котором с 2010 года спад производства относительно предыдущего года случался только однажды – в 2014 году на 6%. В этом отношении, несмотря на небольшие объемы производства, Северо-Кавказский федеральный округ можно назвать самым устойчивым к вызовам рынка.
В Северо-Западном и Сибирском федеральных округах объемы производства начали падать с 2013 года: в первом падение в разные годы составляло от 1% до 5%, во втором – до 6%.
В Дальневосточном федеральном округе спад производства в 2016 году составил почти 2% относительно 2015-го и 10% относительно 2014-го.
По двум федеральным округам – Уральскому и Южному – кризис в производстве можно наблюдать уже с 2010–2011 годов – с этого момента происходит постоянное снижение объемов выпускаемой колбасной продукции. В 2016 году спад относительно 2015-го составил более 3% в Уральском ФО и 10% в Южном ФО – это самое резкое годовое снижение в сравнении с остальными регионами.
Объемы внешней торговли также сократились: серьезный спад в 2016 году относительно 2014-го наблюдается по импорту колбасных изделий. Снижение объема экспорта не такое значительное, но общая структура импорта и экспорта претерпела существенные изменения (рис. 2).

ris.2


Анализ динамики объемов производства, импорта и экспорта свидетельствует о снижении объема рынка колбасной продукции (рис. 3).

ris.3


В сложившейся ситуации, когда стало возможным перераспределение долей рынка между крупными игроками, которые уже частично (и ситуация может в дальнейшем усугубиться) стали заложниками потребителя в контексте общей экономической ситуации, и конкретно покупательной способности населения, особый интерес при исследованиях рынка связан с изучением потребителей.
Для компании «Маркет Аналитика» рынки мяса и продуктов мясопереработки являются одними из ведущих направлений исследований. Кроме регулярного анализа по общепринятым в этих отраслях показателям в компании ведется работа и по исследованиям потребителей. Так, в декабре 2016 года «Маркет Аналитика» провела опрос потребителей колбасных изделий*.
В ходе исследования были выявлены потребительские предпочтения брендов колбасной продукции по трем сегментам (вареные колбасы, невареные колбасы, сосиски / сардельки).
Согласно полученным данным, почти треть (32%) предпочтений по маркам вареных колбас в Москве и Московской области распределяются на 3 столичных производителя: ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» («ОМПК»), ООО «Дымовское колбасное производство» и ООО «Мясоперерабатывающий завод «Рублевский».
По предпочтениям в сегменте вареных колбас «ОМПК» лидирует еще в двух федеральных округах (Центральном и Северо-Западном). В Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах наиболее предпочтительными для потребления являются вареные колбасы местных производственных предприятий.
Следует отметить, что не всегда предпочтения брендов колбасной продукции напрямую связаны с их известностью. Так, самыми известными производителями в Южном федеральном округе в сегменте вареных колбас являются ОАО «Сочинский мясокомбинат», «Дымовское колбасное производство» и ЗАО «Микояновский мясокомбинат» (Москва), но в тройку лидеров по предпочтениям в сегменте вареных колбас из названных входит только сочинский мясокомбинат.
В заключение можно сказать, что за последние несколько лет усилилось влияние локальных крупных производителей, которые провели серьезную модернизацию оборудования, что позволяет им успешно конкурировать с более известными российскими производителями.

* Онлайн опрос по Москве / Московский области, Центральному, Северо-Западному, Сибирскому, Южному и Приволжскому федеральным округам (по 300 человек в каждом регионе, мужчины и женщины 18-50 лет), общее количество респондентов – 1800 человек.

Татьяна Евдокимова,
компания «Маркет Аналитика»





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания