olive
prod-expo
beviale-moscow
 

№2/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ

Потребительское поведение россиян

Исследования компании «ГФК-Русь»

По многим экономическим показателям 2016 год оказался для России чуть лучше предыдущего. Некоторые политики и эксперты поспешили заявить, что мы прошли дно кризиса. Действительно, ВВП, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли снижались медленнее, чем в предыдущем году. Инфляция уменьшилась практически в 2 раза. И только реальные доходы населения продолжали снижаться быстрее, чем в начале кризиса: на 5,1% по сравнению с 2015 годом и на 13,5%, если сравнивать с докризисным 2013-м (табл. 1).

tab.1

По итогам 2017 года, согласно прогнозу GfK, падение реальных доходов продолжится и составит 3,6%.
Как состояние личных финансов и ситуация в национальной экономике влияют на настроения россиян, как меняются их покупательское поведение и социальные установки?

ИТОГИ 2016 ГОДА – ПЕРСПЕКТИВЫ 2017-ГО
Как показали результаты Всероссийского исследования GfK*, в целом россияне оценивают прошедший 2016 год для себя и своей семьи чуть хуже 2015-го, но надежды на улучшение в текущем году остаются высокими. Для страны в целом 2016 год также был не очень хорошим, но более позитивным, чем 2015-й. На 2017 год надежды высоки. Суждено ли им сбыться? Несомненно, оживление в российской экономике будет зависеть в том числе и от настроений потребителей: захотят ли они и смогут ли позволить себе тратить.
Наиболее остро россияне реагировали на спад в экономике в феврале 2016 года, когда потребительские настроения, которые влияют на намерения покупать, были самими плохими с ноября 2014 года и достигли уровня предыдущего кризиса 2009 года. С апреля 2016 года началось улучшение настроений практически во всех регионах России. К концу года Индекс потребительских настроений, который отражает оценку потребителями ситуации в стране и их ожидания на будущее, в целом по России достиг 92 пунктов, что хотя и означает превышение негативных настроений, но уже несравнимо с 69 пунктами в феврале 2016-го.
Конечно, не везде в России потребительские настроения однородны. Наиболее пессимистично сейчас настроены жители Северо-Западного региона и Сибири. Больше оптимистов исследование GfK выявило на Северном Кавказе (99), в Центральном регионе (98) и на Дальнем Востоке (94).
На Дальнем Востоке потребители, можно сказать, буквально воспряли духом: здесь мы видим самое значительное восстановление потребительских настроений – сразу на 18 пунктов с сентября 2016 года. До сих пор – с 2013 года – регион занимал одно из последних мест в списке регионов России по Индексу потребительских настроений.
Настроения жителей Москвы отличаются волатильностью – от периода к периоду мы регистрируем здесь то спады, то подъемы настроений, что связано как с неустойчивыми оценками текущей ситуации в стране, так и с постоянно меняющимися собственными ожиданиями в отношении будущего. К концу 2016 года настроения москвичей ухудшились, в результате Индекс потребительских настроений** снизился с 97 пунктов в сентябре 2016 года до 93 в ноябре. До этого настроения падали с позитивных 102 пунктов в апреле до 90 пунктов в июле.
В целом, если охарактеризовать общие настроения россиян в 2016 году, то можно сказать, что это было привыкание и ожидание: привыкание к жизни в условиях экономического спада и ожидание улучшений.
В течение 2016 года мы видели, как потребитель проходил привыкание к новой экономической реальности. Если в первом квартале 2016 года 56% респондентов заявляли, что кризис коснулся их лично, то в четвертом квартале 2016-го таких было 48%.
Снизился ажиотаж, связанный с девальвацией рубля. Только 25% респондентов в ноябре регулярно следили за его курсом, по сравнению с 55% в феврале 2016-го. Немного уменьшилась доля тех, кто ожидает повышения цен на продукты питания.
Единственным неизменным показателем остается ожидаемая продолжительность кризиса, которая, с ноября 2014 года, по мнению большинства опрошенных, составит 3-4 года и более.
Неудивительно, что в условиях снижающихся доходов и откладывающегося выхода из зоны экономического спада, потребительское поведение населения продолжает оставаться «кризисным». Одна из основных стратегий экономии – отказаться или отложить запланированные покупки товаров длительного пользования. Как и в 2015-м, в 2016 году две трети населения говорят о том, что готовы отказаться от таких покупок.
По данным Всероссийского исследования GfK, в четвертом квартале 2016 года, только 8% россиян планируют покупку автомашины в ближайшие 2 года. Но автомобили – не единственная категория, которая страдает от снижения покупательной способности. На вопрос, на чем они готовы экономить в случае ухудшения экономической ситуации, большинство россиян отмечают, что могут отказаться от покупки одежды и обуви, мебели, ювелирных украшений, путешествий, посещения ресторанов, ремонта квартиры.
Привычка экономить коснулась не только товаров длительного спроса. Покупатель пересмотрел и свои каждодневные траты, в том числе на продукты питания. Больше всего в натуральном выражении уменьшилось потребление рыбы и морепродуктов (-7,3%), хлебобулочных изделий (6,5%), бакалеи (-3,5%), сладостей и снеков (-4,2%), мясных продуктов (-2,3%), молочных продуктов (-2,1%).
В целом картина изменения продаж категорий товаров повседневного спроса (FMCG) в 2016 году выглядит следующим образом. Потребление продуктов питания «просело» на 1,5%, также как и покупки бытовой химии – на 0,7%. Растет потребление лекарственных препаратов (на 5,9%), товаров для домашних животных (на 11,3%) и средств персонального ухода (на 2,3%).
Вот список привычек, приобретенных российскими потребителями, которые как мы считаем, останутся надолго.
* Ничего лишнего. Потребители стараются брать только то, что действительно нужно, и полюбили составлять списки. Это относится в первую очередь к покупкам FMCG. По данным потребительской панели GfK, увеличилась доля тех, кто каждый день покупает то, в чем непосредственно нуждается: частота покупок россиян в 2016 году увеличилась на 5,2%.
* Активный поиск лучших цен и промо. Теперь потребители активно ищут скидки и выгодные сделки. Люди охотнее покупают товары под собственной маркой магазинов, чаще выбирают большие упаковки, ищут магазины, которые могут предложить лучшие цены. Все больше россиян активно ищут и охотно берут товары по промо – в некоторых категориях доля промо доходит до 40% в стоимостном выражении. Для поиска промо потребители предварительно изучают рекламные листовки, знакомятся с предложениями онлайн-агрегаторов скидок.
* Мобильный в помощь. В целом тенденции в потребительском поведении в ретейле таковы, что технологии оказывают все большее влияние на то, как покупатель выбирает и покупает товар. Исследования GfK на базе кросс-медийной панели выявили, что покупатели FMCG-товаров активно используют мобильные приложения. Ценовые агрегаторы, позволяющие сравнить цены и получить информацию о промоакциях, являются одими из самых популярных. Так, по данным GfK, приложение Edadeal значительно увеличило аудиторию за последние месяцы и входит в топ-40 самых популярных приложений***.
Кто в выигрыше от новых привычек потребителей? В текущей ситуации растут каналы, которые соответствуют ожиданиям купить качественные товары «дешевле», с «экономией», «выгодно». В стоимостном выражении рост дискаунтеров составил 18,1%, гипермаркетов – 7,8%. Супермаркетам и гипермаркетам повезло чуть меньше – здесь рост, по итогам 2016 года, составил, соответственно, 1,8 и 7,8%. В целом оборот современных форматов торговли в 2016 году вырос на 12%.
Если говорить о потребительском рынке в целом, то чемпионом роста среди каналов продаж стал Интернет. По данным кросс-медийной панели GfK, за последние 2 года аудитория е-коммерции выросла в полтора раза.

2017 ГОД. ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА?
Несмотря на то, что россияне оставляют включенным режим экономии, некоторые показатели потребительского поведения улучшились.
Так, улучшается отношение к рекламе. Видимо, это связано с тем, что теперь реклама позволяет находить оптимальные варианты покупки.
Потребители начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки. На 2 процентных пункта упала доля тех, для кого цена – главное при выборе товара. По сравнению с 2015 годом на 2 п.п. увеличилась доля покупателей, которые ходят в магазин со списком, но в то же время на 1 п.п. увеличилась доля тех, кто при этом покупает спонтанно.
Впечатления от покупок стали иметь большее значение. В 2016 году по сравнению с 2015-м на 4 п.п. снизилась доля россиян, которые посещают несколько магазинов в поиске более дешевых товаров повседневного спроса, а также на 3 п.п. увеличилась доля тех, для кого атмосфера магазина имеет большее значение, чем система скидок.
Кроме того, выросло число потребителей, открытых для новинок: на 2 п.п. увеличилась доля новаторов, которые сразу покупают продукты, вновь появившиеся на рынке.
Люди готовы платить за качество: на 5 п.п. возросла доля тех, кто согласен, что биопродукты должны стоить дороже.
Есть позитивные новости и для сетей фастфуда и магазинов с отделами готовой еды: на 3 п.п. выросла доля тех, кто пользуется фастфудом.
Таким образом, хотя в 2016 году значительных изменений в потребительском поведении россиян не произошло, а в поведении потребителей прочно укоренилась привычка экономить, есть небольшие подвижки, которые свидетельствуют о возврате к докризисным привычкам покупок, что может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в 2017 году. 

* Всероссийское омнибусное исследование GfK проводится с 1991 года, личные интервью, выборка 2200 человек, репрезентативна населению России, 16+.

** Индекс потребительских настроений представляет собой среднюю арифметическую частных индексов (Индекса текущего состояния и Индекса потребительских ожиданий), рассчитанных на базе ответов по каждому из пяти заданных вопросов. Значения Индекса потребительских настроений может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Интервал от 0 от 99 пунктов называется «пессимистической оценкой», а население считает ситуацию ухудшающейся. Если значение Индекса равно 100 пунктам, это означает, что население рассматривает ситуацию как стагнирующую, так как доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Если же интервал составляет от 101 до 200 пунктов, то это означает, что население воспринимает нынешнюю и будущую ситуацию, как улучшающуюся.

*** Среди пользователей Интернет в России, по состоянию на третий квартал 2016 года.

Александр Демидов,
Генеральный директор
GfK в России




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания