olive
prod-expo
beviale-moscow
 

№2/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ

Обзор российского рынка овощей и фруктов

Исследования компании I-Marketing

По предварительной оценке I-Marketing, в 2016 году валовый сбор картофеля составил 31 млн тонн, что на 8% ниже уровня 2015-го (рис. 1).

ris.1

Валовый сбор других овощей достиг 16,3 млн тонн, что практически соответствует уровню 2015 года. Плодово-ягодной продукции было собрано 3,3 млн тонн (+15% к 2015 году).
Импортные поставки овощей, по итогам 11 месяцев 2016 года, сократились на 743 тысячи тонн (-33% к аналогичному периоду предыдущего года) и составили 1508 тысяч тонн. Поставки фруктов снизились на 3% (-139 тысяч тонн) до уровня в 4083 тысячи тонн.
В стоимостном выражении объем импорта овощей в январе–ноябре 2016 года составил $ 1108 млн (-29%, или $ 451 млн к аналогичному периоду предыдущего года). Импорт фруктов сократился до отметки в $ 3054 млн (-1%, или $ 29 млн к аналогичному периоду предыдущего года).
Далее рассмотрим отдельно импорт в каждой категории рынка овощей и фруктов.
В категории свежих овощей, по итогам 11 месяцев 2016 года, было отмечено снижение поставок из Китая (-25% в натуральном выражении и -15% – в стоимостном) (табл. 1, 2).

tab.1

tab.2

Доля Китая в общем объеме импорта овощей, по итогам 11 месяцев прошлого года, составила 21 и 26%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. Из Поднебесной в Россию импортируются преимущественно томаты, картофель, лук и корнеплоды.
Вторую позицию среди стран–поставщиков свежих овощей в Россию занимает Белоруссия, на долю которой приходится 17 и 11% импорта, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. Поставки из «братской республики», по итогам 11 месяцев 2016 года, сократились на 15% в натуральном выражении и на 6% – в стоимостном. Наибольшую долю в поставках занимают томаты и другие виды овощей (по всей видимости, это овощи, переправляемые из стран, попавших в санкционный список). Далее следуют традиционные для Белоруссии овощи – картофель, корнеплоды и капуста.
На третьей строчке располагается Египет, доля которого в исследуемый период составила 15% в натуральном выражении и 8% – в стоимостном. При этом, по итогам 11 месяцев 2016 года, поставки свежих овощей из этой страны сократились на 40 и 47%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. Основу импорта из Египта составляют картофель и лук.
Поставки свежих овощей из Израиля в рассматриваемый период снизились на 28 и 20%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении. При этом доля страны в поставках в натуральном и стоимостном выражении составила, соответственно, 11 и 12%. В Россию из Израиля в основном поставляются корнеплоды и картофель, а также другие виды овощей.
Импорт картофеля в январе–ноябре 2016 года сократился на 49% в натуральном выражении и на 58% в стоимостном, при этом доля этой продукции в общем объеме импорта составила, соответственно, 10 и 19% (табл. 3, 4).

tab.3

tab.4

Ключевыми странами–поставщиками картофеля в нашу страну являются Египет, Китай, Азербайджан, Белоруссия и Израиль.
Поставки томатов за исследуемый период снизились на 31% в натуральном выражении и на 27% – в стоимостном. Ключевыми импортерами томатов в Россию, по итогам 11 месяцев 2016 года, стали Белоруссия, Китай, Марокко и Азербайджан. Доля томатов в импорте свежих овощей составила 28% в натуральном выражении и 39% – в стоимостном.
Ввоз чеснока и лука в Россию за 11 месяцев прошлого года снизился на 41 и 30%, соответственно, в натуральном и стоимостном выражении, а доли этой продукции в импорте свежих овощей составили, соответственно, 12 и 11%. Чеснок и лук в большинстве своем поставляются в нашу страну из Китая и Египта.
На четвертом месте по объему импорта в Россию находятся корнеплоды – их доля составляет 12% в натуральном и 7% в стоимостном выражении. Объем импорта этой продукции снизился в рассматриваемый период, соответственно, на 19 и 28%. Ключевыми импортерами корнеплодов в Россию являются Израиль, Китай и Белоруссия.
Что касается фруктов, то основным их поставщиком в Россию является Эквадор. Эта страна обеспечивает себе лидерские позиции прежде всего за счет поставки бананов. Отметим, что импорт бананов, по итогам 11 месяцев 2016 года, вырос на 11% в натуральном и стоимостном выражении (табл. 5, 6).

tab.5

tab.6

Соответственно, выросли и поставки этой продукции из Эквадора.
Далее среди поставщиков фруктов выделяется Белоруссия, на которую приходится 9% импорта в натуральном выражении. При этом из Белоруссии ввозятся яблоки, груши, абрикосы, вишня, черешня и персики. Очевидно, подавляющее большинство этих фруктов произрастает в других странах, в том числе европейских странах, попавших в санкционный список.
Третью позицию среди импортеров фруктов в нашу страну занимает Турция – ей принадлежат, соответственно, 8 и 9% поставок данной продукции в натуральном и стоимостном выражении. Из этой страны поставляются преимущественно цитрусовые – на них приходится 90% в общем объеме турецкого импорта.
С точки зрения видов фруктов, россияне предпочитают бананы (причем они останавливают свой выбор на продукции из Эквадора), цитрусовые (в основном из Турции, Марокко, Египта и ЮАР) и семечковые – яблоки и груши (из Белоруссии, Сербии, Китая и Аргентины) (табл. 7, 8)

tab.7

tab.8

Отметим, что в структуре потребления картофеля наибольшая доля (около 50%), по данным официальной статистики, приходится на личное потребление, а доля производственного потребления составляет порядка 40%. В структуре потребления овощей и фруктов до 80% приходится на личное потребление и около 10% – на промышленную переработку.
По итогам 2015 года среднедушевое потребления картофеля на человека за год составило 112 килограммов, других овощей – 111 килограммов, а фруктов – 61 килограмм.
По итогам 11 месяцев 2016 года россияне сократили потребление овощей и фруктов, при этом падение приобретения овощей в магазинах и на рынках частично компенсировалось сбором урожая с личных и подсобных хозяйств. Похожая ситуация наблюдается и в сегменте яблок. Кроме того, снизилось потребление винограда, персиков, нектаринов, киви, а также экзотических фруктов.
Наиболее популярными фруктами на столе россиян являются бананы и цитрусовые – в этих сегментах, по итогам 11 месяцев 2016 года, отмечен прирост потребления.

Никита Федюшин,
аналитик компании
I-Marketing,

Алексей Сиротов
аналитик компании
I-Marketing




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания