текущий номер
rosupack
interpack
wf moscow
belagro
winevodka_2017
fiera di rimini
 

№2/2017


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий

Исследования компании AnalyticResearchGroup

Запрет на поставки колбасной продукции из ряда стран, несмотря на некоторый краткосрочный положительный эффект, в долгосрочной перспективе может привести к негативным последствиям на российском рынке, что будет обусловлено ослаблением конкуренции, а, следовательно, сокращением ассортимента и ростом цен. Важно также отметить, что санкции оказывают негативное влияние на продовольственную базу для производства колбасной продукции – рынок свинины и говядины.
Российский рынок колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов является широким и многоаспектным: на нем присутствует большое количество производителей, а номенклатура каждого крупного завода зачастую превышает 300 единиц продукции.
К колбасным изделиям принято относить разнообразные колбасы, сосиски, деликатесы и паштеты из мяса, полуфабрикаты из мяса, ветчину и другие. Для россиян перечисленные продукты являются социально значимыми, занимая особое место в повседневном рационе питания наряду с такими продуктами, как фрукты, овощи, молочные изделия и хлеб.
Специфика современного российского рынка колбасных изделий такова, что основной его объем обеспечивает отечественный производитель. Объемы импорта и экспорта составляют небольшой процент рынка.
Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), объем производства колбасных изделий в России, по итогам 2015 года, составил 2 445 080,1 тонны – это на 1,2% меньше, чем в 2014 году и на 0,3% больше по сравнению с 2010-м (рис. 1).

ris.1

По оценкам специалистов компании AnalyticResearchGroup, уровень производства рассматриваемого вида продукции, по итогам 2016 года, вырос на 0,1% и составил 2 447 259,6 тонны.
В 2015 году более половины произведенных в России колбас (815 439,4 тонны) составляли вареные колбасы (рис. 2).

ris.2

На втором месте с существенным отрывом располагались полукопченые колбасы – в 2015 году было выпущено 313 193,2 тонны этой продукции, или 21,5% от общего объема производства. Наименьшим объемом производства характеризуются сыровяленые колбасы – всего 698,6 тонны, или менее 0,1% в общей структуре.
Согласно данным ЕМИСС, объем производства вареных колбас в России, по итогам 2015 года, составил 815 439,4 тонны – это меньше на 2,6%, чем в 2014 году и на 5,2% – по сравнению с 2010-м. По оценке специалистов компании AnalyticResearchGroup, уровень производства рассматриваемого вида продукции, по итогам 2016 года, вырос на 0,8%, составив 822 265,5 тонны.
Что касается ценовой ситуации, то с первого квартала 2014 года по третий квартал 2016-го в целом отмечалась положительная поквартальная динамика средней потребительской цены на вареную колбасу. По оценке AnalyticResearchGroup, в четвертом квартале 2016 года цена выросла на 1,5% по сравнению с третьим кварталом. В 2017 году рост средней потребительской цены на рассматриваемый продукт продолжится – до 415,3 рубля за килограмм в четвертом квартале (+18,4% по сравнению с четвертым кварталом 2016 года). Достаточно сильный рост цен на вареную колбасу обусловлен снижением объемов импорта сырья для производства колбас, а также ростом цен на отечественное сырье.
Поквартальная динамика средней цены производителей на вареную колбасу с первого квартала 2014 года по третий квартал 2016-го была в целом положительной с эпизодическими спадами (рис. 3).

ris.3

По оценкам специалистов AnalyticResearchGroup, в четвертом квартале 2016 года цена упала на 6% по сравнению с третьим кварталом. В 2017 году рост средней потребительской цены на рассматриваемый продукт продолжится до 223,3 рубля за килограмм в четвертом квартале (+10,4% по сравнению с четвертым кварталом 2016-го).
В целом с сентября 2014 года по сентябрь 2016-го отмечается положительная помесячная динамика средних потребительских цен на колбасу полукопченую и варено-копченую. В сентябре 2016 года цена за килограмм колбасы полукопченой и варено-копченой составила 422,3 рубля (+3,2% по сравнению с сентябрем 2015-го).
Помесячная динамика средних потребительских цен с сентября 2014 года по сентябрь 2016-го на сосиски и сардельки имеет схожую тенденцию. В сентябре 2016 года цена за килограмм сосисок и сарделек составила 328,2 рубля (+2,2% по сравнению с сентябрем 2015 года). Помесячная динамика средних цен производителей с сентября 2014 года по сентябрь 2016-го на сосиски и сардельки в целом имеет ровную тенденцию с незначительным спадом после февраля 2016 года.
На колбасном рынке существует достаточно узкая специализация по товарным группам, при этом каждая группа имеет свою целевую аудиторию и специфику развития. Во-первых, принято выделять продукцию «ежедневного спроса» (сосиски, сардельки, вареные колбасы и другие колбасные изделия) и продукцию «периодического потребления», спрос на которую растет в праздничные дни (деликатесы).
Таким образом, говоря о структуре спроса на российском колбасном рынке, следует отметить существенный перевес в пользу более дешевой продукции. При этом эксперты прогнозируют усиление подобных тенденций в текущем году в силу снижения реальных доходов населения.
Еще одно немаловажное обстоятельство заключается в том, что большую часть рынка колбасных изделий занимают отечественные компании. Доля импорта в общем объеме внутреннего производства является незначительной.
Объем импорта колбасных изделий* в Россию в 2015 году составил 28 939 тонн в натуральном выражении (-43,0% к 2014 году), или $ 56460,7 тысячи в стоимостном (-67,7% к 2014 году) (рис. 4).

ris.4

За первые восемь месяцев 2016 года в Россию было ввезено 22 941,6 тонны колбасных изделий (что на 16% больше показателя за аналогичный период 2015 года) на сумму $ 45 302,7 тысячи (рост составил $ 9 111,9 тысячи).
Среди федеральных округов по экспорту колбасных изделий в 2015 году лидировал Центральный ФО, откуда было вывезено 32,1 и 43% этой продукции, соответственно, в стоимостном и натуральном выражении (рис. 5).

ris.5

На втором месте – Приволжский ФО, на который приходилось, соответственно, 22,3 и 16,2% от общего объема экспорта.
Благодаря сокращению на прилавках доли дорогих продуктов от европейских производителей сегодня у потребителя возникла возможность по-иному взглянуть на качество отечественной продукции. Как оказалось, и российские производители в состоянии выпускать достойную качественную премиальную продукцию.
В советские времена колбаса была действительно своеобразным показателем стабильности и достатка. Поэтому в годы становления новой российской экономики на территории РФ активно начали создаваться колбасные производства. На сегодняшний день на плаву остались только те, кто сумели зарекомендовать себя в качестве добросовестных производителей. И для многих потребителей колбаса до сих пор остается чуть ли не основным мясным блюдом в рационе.

* Включает информацию по товарам, имеющим код ТН-ВЭД 1601 – Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, пищевые продукты, изготовленные на их основе.

Глеб Бубашнев,
маркетолог-аналитик
AnalyticResearchGroup





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания