текущий номер

swop

wf moscow
fiera di rimini
peterfood
interfood_sib
 

№2/2017


ЗАГРУЗИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЖУРНАЛА В ФОРМАТЕ PDF


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»


24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ

Обзор российского рынка кондитерских изделий

Исследования Центра исследований кондитерского рынка

ЧТО СУЛИТ РОССИЙСКИМ КОНДИТЕРАМ КИТАЙСКИЙ РЫНОК
Последние 2 года для российских кондитеров выдались довольно напряженными: кризис и, как следствие, падение потребительского спроса на сладости, резкое подорожание импортного сырья и многое другое. Но кризис – это не только проблемы, но еще и новые возможности. И многие игроки на отечественном кондитерском рынке их нашли. Одной из таких возможностей оказался экспорт кондитерских изделий. В конце 2015-го – начале 2016 года слабый рубль сделал продукцию российских кондитеров весьма привлекательной на внешних рынках. Нельзя сказать, что до кризиса отечественные сладости не продавались за границу, более того, рекорд 2013 года, когда на экспорт было продано продукции на $ 1,18 млрд, пока так и не удалось побить. Традиционные рынки сбыта для российских кондитерских изделий – страны Центральной Азии и Белоруссия – прорывов в продажах в кризисный период не сулили. Зато неожиданно «выстрелил» Китай. Буквально за год эта страна стала одним из ключевых рынков сбыта российских сладостей. Казалось бы, китайский рынок столь близок, огромен, что может «переварить» чуть ли не все, что может произвести российская кондитерская промышленность. Но Китай оказался одновременно сложным и очень специфичным рынком, на котором нашим игрокам еще только предстоит научиться работать.

«ОКНО» В КИТАЙ
В начале 2016 года российские СМИ буквально заполонили сообщения о стремительно выросших экспортных продажах российских сладостей в Китай. Причем еще несколькими месяцами ранее, казалось, ничто не предвещало такого развития событий. Китай, несмотря на давние торговые связи с нашей страной, оставался для российских кондитеров своего рода terra incognita – какие-то поставки туда велись, но в общем объеме экспорта они были малозаметны. Китай, если и попадал в Топ-10 стран–экспортеров российских сладостей, то находился в самом конце, а то и вовсе за его пределами.
За последнее десятилетие Россия сумела наладить продажи кондитерских изделий на внешние рынки на сумму более, чем $ 1 млрд в год. Такими объемами не может похвастать ни один сектор производства продуктов питания в России. Ни водка, ни икра, ни мясо бройлеров или свинина, в которые были вложены миллиарды рублей дотаций, не экспортируются за пределы страны на суммы, хотя бы в половину приближающиеся к показателям экспорта сладостей. Годами основными покупателями кондитерских изделий российского производства были Казахстан, Белоруссия, Украина, страны Средней Азии, Азербайджан, страны Балтии. На Западе основными торговыми партнерами были США, Германия и Израиль, в которых живет много выходцев из СССР. Что собой представляет основной потребитель российских сладостей за границей, в общем-то понятно.
Но с началом 2016 года ситуация с экспортными продажами резко изменилась – неожиданно появился новый крупный игрок. В начале прошлого года Китай взлетел до уровня третьего по величине покупателя российского шоколада и шоколадных изделий, и четвертого покупателя мучных кондитерских изделий, произведенных в России. А в конце прошлого года Китай уже занял, соответственно, второе и третье места, обогнав традиционных лидеров российского экспорта сладостей – Белоруссию и Киргизию. Таким образом, по итогам 11 месяцев 2016 года, на Китай уже приходилось 13% общих экспортных поставок российского шоколада в натуральном выражении, 9% – мучных кондитерских изделий и 3,4% – сахаристых (рис. 1, 2).
ris.1 ris.2
Несколько крупных российских производителей сладостей из таких регионов, как Москва, Московская, Кемеровская и Белгородская области, сумели наладить централизованные поставки в Китай, и это радикально изменило общую картину экспорта. До тех пор сладости в Китай продавали в основном приграничные Амурская область, Хабаровский и Приморский край.
Несмотря на многообещающие перспективы китайского рынка, у многих российских игроков возникли резонные вопросы. Почему, собственно, прорыв в Китай с российскими сладостями случился только недавно? В чем заключается специфика китайского рынка? И будет ли Китай и дальше также быстро наращивать потребление и закупки российских сладостей? Как рассказывают представители некоторых торговых компаний, ведущих поставки в Китай, проблем с продажами в эту страну возникает едва ли не больше, чем гипотетических возможностей заработать. Однако пока перспективы наладить продажи в Китай скорее вдохновляют российских производителей, нежели останавливают.

ОДНА ШОКОЛАДКА НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД
Китай заслуженно считается одним крупнейших продовольственных потребительских рынков в мире. Но кондитерские изделия в западном их понимании для этой страны до сих пор скорее экзотика, чем будничный продукт. Хотя популярность сладостей там постепенно растет по мере проникновения в страну западной культуры, моды и образа жизни, пока среднедушевое потребление кондитерских изделий в Китае не идет ни в какое сравнение ни с Россией, ни с европейскими и североамериканскими странами. В год на человека в Китае приходится порядка 150 граммов кондитерских изделий, из которых около 100 граммов составляют шоколад и шоколадные изделия. То есть на человека приходится около одной плитки шоколада в год! Но даже такие цифры выглядят завышенными. По данным аналитиков Canadean, за последние 6 лет, с 2011-го по 2016 год, объемы потребления сладостей в Китае выросли на 31,1% – до 1,137 млн тонн с 0,867 млн тонн в 2011 году. К 2020 году объем продаж сладостей в стране составит 1,4 млн тонн на примерно 1,5 млрд населения. Причем на шоколадные изделия будет приходиться около 70-80% всех продаж сладостей в стране. Для сравнения, в России с ее 146,5 млн жителей в 2016 году было произведено 3,55 млн тонн кондитерских изделий. Шоколада в нашей стране среднестатистический житель потребляет около 4 килограммов в год, и это еще очень невысокий показатель. Например, в Германии и Швейцарии – мировых лидерах по потреблению шоколада – его в год съедают в среднем 12-14 килограммов. Но надо отметить, что китайский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся. Средний ежегодный прирост потребления сладостей в Китае за последние 5 лет составил около 6%.
Самый большой сегмент китайского кондитерского рынка – это шоколад и шоколадные изделия – на них приходится около 70% продаж. Остальное делят мучные и сахаристые кондитерские изделия. В 2015 году объем продаж кондитерских изделий через розничные сети, по подсчетам аналитиков, составил $ 5,4 млрд, на шоколадные кондитерские изделия пришлось $ 4,8 млрд.
Крупнейшие игроки на китайском кондитерском рынке – все те же транснациональные холдинги: Mars, Nestle, Hershey’s, Ferrero и Mondelez, на которые приходится около 80% продаж сладостей в стране. Безусловным лидером китайского шоколадного рынка, по данным Euromonitor, является компания Mars с долей около 40% в стоимостном выражении. Крупнейшие местные игроки: COFCO (China National Cereals, Oils and Foodstuffs Corporation), Want Want China и Fujian Yake Food, не занимают доминирующей доли рынка.
Крупнейшими брендами шоколадных кондитерских изделий, по данным Euromonitor, также в основном являются бренды транснациональных корпораций: Dove (Mars), Ferrero Rocher (Ferrero), Nestle, M&M’s (Mars), Snickers (Mars), Hershey’s (Hershey), Cadbury (Mondelez), Co Co (Fujian Yake Food).
В структуре российских поставок в Китай шоколадные кондитерские изделия также преобладают, но до 70% их доля не доходит. Всего за 11 месяцев 2016 года в Китай из РФ было вывезено 37,88 тысячи тонн кондитерских изделий на сумму $ 102,3 млн. При этом на поставки шоколадных кондитерских изделий пришлось 47,5 и 57,2%, соответственно в натуральном и стоимостном выражении (рис. 3, 4).
ris.3 ris.4


ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Для ряда российских производителей экспортные продажи в кризисные 2015-й и 2016 годы стали хорошим способом компенсировать сокращение потребления сладостей внутри страны. Китай же с его перспективами роста вообще кажется очень многообещающим направлением. Особенно яркой эта тенденция становится по мере роста популярности и потребления сладостей в этой стране. Но очевидно, что и сложностей на пути завоевания китайского потребителя у российских кондитеров будет немало.
Пристрастия китайских потребителей для отечественных производителей малопонятны и часто нелогичны из-за отличий китайских традиций питания от российских или, скажем, европейских. Но, судя по рейтингу наиболее популярных брендов шоколада в Китае, полностью подстраиваться под вкусы китайского потребителя не стоит – они сами постепенно приобщаются к западной культуре потребления сладкого и кондитерская продукция привлекает их именно своей «западностью».
По данным представителей российских торговых компаний, гораздо больше китайские торговые партнеры интересуются не вкусами и форматами сладостей, а их ценой. Главный принцип – это дешевизна. Чем ниже цена, тем лучше. На состав, наличие или отсутствие пальмового масла, долю какао там смотрят не как на критерии качества продукции, а как на возможность сбить цену. К примеру, средняя стоимость килограмма шоколадных кондитерских изделий, поставлявшихся в Китай из России в 2016 году, составила $ 3,2. Для сравнения, на внутреннем российском рынке средняя оптовая цена килограмма шоколадных изделий в прошлом году достигала $ 5,4-5,8. В Китае примерно столько же стоит килограмм аналогичной продукции, но только уже в рознице, то есть с большой наценкой к оптовым ценам.
Не так давно представители холдинга «Объединенные кондитеры» жаловались журналистам на проблемы с подделками их «Аленки» в Китае, объем которых увеличивался по мере роста популярности этого бренда. На множественные случаи подделок жалуются и в транснациональных холдингах. Только в начале этого года китайская полиция обнаружила в городе Уху провинции Ахой производителя поддельного шоколада Ferrero и Dove, после жалоб местных жителей на эту продукцию. С 2014 года под чужими брендами изготавливался шоколад на миллионы долларов. В итоге 8 человек были осуждены на сроки от одного до пяти лет и приговорены к выплате штрафа $ 0,9 млн. Но проблема, по словам представителей транснациональных холдингов, даже не в наличии подделок, а в сложностях по привлечению к ответственности самих фальсификаторов. В 2008 году Ferrero потребовала через суд от китайской компании Montresor остановить выпуск конфет, копирующих основной бренд аналогичной продукции итальянской группы. Суд удовлетворил требования, но сумму штрафа назначил символическую – около $ 44 тысяч.
Тем не менее, сложности есть на любых рынках, а вот такие перспективы как на китайском, мало где еще можно найти. Правда, надо набраться терпения – рост потребления сладостей в Китае не носит взрывного характера. Но ведь и для России еще 150 лет назад шоколад был экзотикой.

Елизавета Никитина





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания