текущий номер

rosupack
wf moscow
belagro
winevodka_2017
fiera di rimini
 

№2/2017


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды

Исследование компании МАСМИ

Минеральную и питьевую бутилированную воду часто относят к атрибутам здорового образа жизни: все чаще мы слышим советы о том, что потребление продуктов этой категории может положительно повлиять на здоровье. Насколько эти суждения соответствуют реальным мотивам потребления продукции категории? Пьют ли россияне воду для поддержания здоровья, и является ли это основным мотивом потребления?
Для изучения предпочтений в категории минеральная / питьевая бутилированная вода компания МАСМИ опросила 200 потребителей в возрасте от 18 до 44 лет в городах-миллионниках России. Каждый из участников исследования потребляет указанную продукцию не реже раза в неделю, а также отвечает за покупку продуктов питания в домохозяйстве. Исследование было проведено в марте 2017 года. Респонденты отвечали на вопросы онлайн анкеты.

ПОТРЕБЛЕНИЕ БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ
В целом можно говорить о положительной динамике уровня потребления минеральной / питьевой бутилированной воды: за последние 3 года 35% опрошенных стали потреблять больше продуктов категории, а для почти 57% респондентов потребление осталось на прежнем уровне. Только 8% участников опроса сообщили, что стали пить меньше минеральной / питьевой бутилированной воды.
Около половины потребителей категории хотя бы время от времени пьют минеральную / питьевую бутилированную воду марок «Святой источник», Aqua Minerale и «Ессентуки»*. Эти же марки являются наиболее популярными для регулярного потребления: их выбирают приблизительно по 15% опрошенных. Далее следуют ТМ Bon Aqua, «Боржоми» и «Новотерская» – их предпочитают менее 10% опрошенных.
Необходимо отметить, что марки «Архыз» и «Новотерская» значительно реже встречаются в репертуаре молодой аудитории (в возрасте 18-24 года). При этом значительно более высокая доля респондентов из данной возрастной группы приходится на тех, кто чаще всего пьет воду ТМ «Святой источник».
Интересно, что предпочтения по выбору марок не являются постоянными – так, около 20% респондентов за последние 3 года отказались от потребления воды ТМ Bon Aqua и Aqua Minerale. Еще приблизительно 10% перестали пить воду ТМ «Родники России» и «Шишкин лес». При этом большинство отказавшихся от продукции ТМ «Родники России» попадают в возрастную группу от 25 до 34 лет.
Более половины из тех, кто отказался от потребления каких-либо марок категории, объясняют свое решение изменением предпочтений: таким респондентам теперь нравятся другие марки воды. Это наиболее частая причина отказа от потребления во всех возрастных группах в рамках проведенного исследования.
Второй по значимости причиной отказа от потребления марок воды является снижение качества продукции – так ответили 23% респондентов.
Для опрошенных потребителей категории в возрасте 35-44 года значимо большую роль играют такие причины отказа от потребления марок минеральной / питьевой бутилированной воды, как желание сэкономить и то, что минеральную воду нельзя пить постоянно. Эти причины назвали почти треть опрошенных в данной возрастной группе.

МОТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ВЫБОРА БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ
Основным мотивом потребления минеральной или питьевой бутилированной воды является желание утолить жажду – почти 90% респондентов вне зависимости от возраста называют эту причину. Около 40% пьют воду для оздоровления организма – важность этого мотива увеличивается вместе с возрастом респондентов. Наконец, 25% опрошенных обращаются к продуктам категории для получения необходимых витаминов и микроэлементов. Еще 15% пьют минеральную / питьевую бутилированную воду для лечения болезней пищеварительной системы. Всего 50% опрошенных называют один из трех мотивов потребления, связанных со здоровьем (общее оздоровление, получение витаминов и микроэлементов или лечение болезней пищеварительной системы).
При выборе минеральной / питьевой бутилированной воды 25% опрошенных в первую очередь обращают внимание на марку. Почти столько же респондентов в первую очередь принимают во внимание вкус напитка. Чуть больше 10% участников опроса руководствуются сроком годности и приемлемой стоимостью напитка.
Интересно, что наибольшая доля респондентов в возрасте 25-34 года (27%) при выборе минеральной / питьевой бутилированной воды в первую очередь обращают внимание на вкус.

ПОКУПКА БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ
Более половины опрошенных потребителей минеральной / питьевой бутилированной воды покупают ее спонтанно, не планируя заранее. Это означает, что для успешной реализации продукции в категории особую роль играет место на полке, а также промо-материалы и акции. Самые низкие показатели планирования в категории демонстрируют респонденты в возрасте 35-44 года.
Из тех, кто планируют покупку воды, большая часть (почти 70%) заранее обдумывают объем покупки. Также около половины таких респондентов заранее знают, какую марку минеральной / питьевой бутилированной воды они приобретут.
Основными каналами продаж бутилированной воды остаются супермаркеты и гипермаркеты – соответственно, 80 и 50% опрошенных. Важность этих каналов дистрибьюции одинакова для всех возрастных групп в рамках исследования.

КРОСС-ПОТРЕБЛЕНИЕ ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Потребители минеральной / питьевой бутилированной воды также являются активными потребителями других категорий безалкогольных напитков. Более 90% таких респондентов покупают соки в фабричной упаковке, 80% потребляют газированные напитки (колу, лимонад и другие), а чуть меньше 70% также пьют квас и кофейные или чайные напитки в фабричной упаковке.
Интересно, что наиболее активными потребителями «нездоровых категорий» (газированных напитков и кваса) остаются респонденты в возрасте 35-44 года. Более молодые потребители пьют продукцию этих категорий не так интенсивно. Необходимо отметить, что потребители минеральной / питьевой бутилированной воды несколько реже планируют покупку газированных напитков: так поступают менее 30% опрошенных. 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хотя оздоровление организма и является важным мотивом потребления минеральной / питьевой бутилированной воды, тем не менее, это далеко не ведущая причина. Большая часть респондентов стремятся просто утолить жажду. Также стоит отметить, что среди потребителей минеральной / питьевой бутилированной воды высоко потребление таких «нездоровых» продуктов, как газированные напитки, то есть респонденты в среднем не очень строго придерживаются правил здорового питания.

* Потребители смешивают понятия и марки минеральной природной питьевой столовой воды, подготовленной питьевой бутилированной воды и лечебно-столовой минеральной воды.

Наталия Демьяненко,
старший руководитель проектов
отдела количественных исследований ЗАО МАСМИ




Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания