текущий номер
rosupack
interpack
wf moscow
belagro
winevodka_2017
fiera di rimini
 

№2/2017


КОРОТКО ОБО ВСЕМ

НАПИТКИ
ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

ТОЛЬКО СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
Реклама пива в торговых сетях

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
Потребительское поведение на российском рынке бутилированной воды


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
АЛЕЕТ ВОСТОК, ВСХОДИТ СОЛНЦЕ
Обзор российского рынка кондитерских изделий


МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЕДА
Обзор российского рынка колбасных изделий


МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
ВСЯК ХРОМАЕТ НА СВОЮ НОГУ
Обзор российского рынка молочной продукции


БЫСТРОЕ ПИТАНИЕ
И ЖИТЬ ТОРОПИМСЯ, И УЖИНАТЬ СПЕШИМ
Обзор российского рынка охлажденных мясных полуфабрикатов

ХРУСТЕТЬ БУДЕТ ТАК, ЧТО КЛИЕНТ ЗАБУДЕТ ОБО ВСЕМ
Брендинг на российском рынке снеков

Со снеком по жизни



ФРУКТЫ И ОВОЩИ
САЖАТЬ БУДЕМ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВЕСНЫ
Обзор российского рынка овощей и фруктов

ОРЦ «Радумля» – новый подход к продовольственной логистике



ТОРГОВЛЯ
НАДЕЯТЬСЯ, ВЕРИТЬ И ЖДАТЬ
Потребительское поведение россиян


УПАКОВКА
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОД ПЛЕНКОЙ
Обзор российского рынка полиэтиленовых пленок

EASYSNAP®: ЛЕГКО, УДОБНО, АККУРАТНО



ВЫСТАВКИ
20-я международная выставка пищевых ингредиентов Ingredients Russia


15-я международная выставка «Молочная и мясная индустрия-2017»


2-я международная выставка индустрии напитков Beviale Moscow


25-я международная специализированная выставка «Упаковка-2017»
20-я международная специализированная выставка пластмасс и каучуков «Интерпластика-2017»



24-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2017»



НОВИНКИ ОТРАСЛИ
Новинки




ПРОЕКТ СФЕРИЧЕСКОГО КОНЯ В ВАКУУМЕ
Проблемы развития винодельческой отрасли

Исследования Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)

Минсельхоз России разработал «Концепцию развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016-2020 годов и плановый период до 2025 года».
Документ очень неплох, но слабые места есть и у него, и сегодня мы хотим отметить главное: даже если деньги на Концепцию государство найдет по максимальному варианту, мы можем получить противоречивый результат – и как бы он не разочаровал государство…
С потребителем вина и потреблением вина государство работать не собирается. Если оно отдает эту работу на откуп бизнесу, то гарантированно бизнес не справится без серьезной поддержки государства и общества. Тут и наш бесконечный кризис, и беспросвтная бедность большей части российского населения - не до массового алкогольного гурманства.
В документе есть несколько высказываний по этому поводу:
- «…недостаточное внимание государства к развитию «винного туризма» и гастрономии…»;
- в целях и задачах государства отмечено «повышение доли вина в общем потреблении алкогольной продукции за счет сокращения доли крепких алкогольных напитков (включая незарегистрированное потребление)».
Пусть это назовут брюзжанием, но слово «потребление» встречается в тексте Концепции (а это 25 страниц убористого текста) только один раз – в приведенной цитате, а слово «потребитель» не встречается в тексте вообще ни разу! Концепция – для производителя и ориентируется только на него. Концепция хочет поддержать производство, и ее авторы предполагают, что и сознательное население по какой-то причине в период работы Концепции дружно решит прийти на выручку винодельческой отрасли. Население должно сознательно отказаться в пользу вина от всей прочей продукции: пива, водки и т. д. С чего? Мы не раз подчеркивали, что все социальное регулирование алкогольного рынка ведется в России исходя из того, что потребитель – дурак, невежда, свинья и т. п. А тут вдруг ожидается такая социальная сознательность в плане перехода на вино!
Конечно, есть же пример пивного рынка, когда население с 1995 года по ряду каких-то причин дружно рвануло на пивной рынок и за 12 лет всего лишь в 5,5 раза увеличило потребление пива, не снижая при этом прочего потребления прочих продуктов! Чудо дивное! Вот на это «Чудо Сознательного Потребления» - переход на винодельческую продукцию по велению сердца, даже не поддержанный рекламой - и надеется Концепция и ее авторы.
Концепция принимается в период, когда объемное импортозамещение на рынке вина уже завершено (доля импортного вина сократилась с 35 до 25%). По большому счету, это предел для российского объема производства вина и потребления. Даже если российские дорогие вина смогут отвоевать на рынке дорогого вина, чей годовой объем сегодня в России составляет не более 75-85 млн бутылок, еще 20 млн бутылок к 10-12 млн нынешним, - объемного переворота не будет.
В общем и целом мы ждем лет через семь следующего: государство поддержит виноделов финансово и административно, в результате вырастет производство винограда (технического и столового) и к 2023 году произойдет окончательное замещение сегодняшнего объема импортного виноматериала (20 млн дал): дорогие российские вина заберут себе 40% дорогого рынка, а потребление вина (а значит, и его производство как готовой продукции при стабильном соотношении производства и импорта) будет падать в России при нынешнем подходе гарантированно еще лет шесть (по 2023 год). Что на это скажет государство через 6 лет? Промежуточное производство (виноградники, виноград, виноматериалы) растет, а итоговое (готовый продукт) – падает!
Если именно изначально в Концепцию, а не потом в какой-то подзаконный акт не заложить отдельной главой развитие потребления вина, – прямым текстом, а не туманными намеками, – ничего не получится с ростом потребления и ростом производства тоже. Ничего не получится без мощнейшей государственной информационно-агитационной политики, направленной на рост потребления вина, что, конечно, должно лишить государство приличной части акцизов с крепкого алкоголя. И можно будет гордиться только лишь ростом производства виноматериала, замещающего 30-35 млн дал импортного, а также и фальсифицированного виноматериала. Ну и отечественного столового винограда: по отчетам Министерства сельского хозяйства, его доля уже достигает на рынке 30% (лет 5 назад была не более 15%), хотя по последним публикациям из того же Крыма, там продается практически только импортный столовый виноград. Хранилищ в последние 5 лет к 2023 году в России не строили – откуда взялось удвоение доли российского винограда? Видимо, упал объем его потребления, как и объем потребления соков.
Нужен хоть какой-то небольшой ежегодный рост производства вина в период работы Концепции, пусть хоть на пару процентов в год. А для этого в период продолжения демографического винного кризиса (до 2023 года) нужна «вербовка» новых потребителей, для чего необходим мощный рупор государства.
А пока розничный рынок вина (и отечественного, и импортного) падает, рынок игристого падает, падает потребление вина на душу населения. Растет только рынок винных напитков, да и то в 2016 году при росте в +16% к 2015-му он перерос 2014 год лишь чуть-чуть. Официальное потребление вина, по Росстату, упало с 2013 года по 2016-й с 4,5 до 3,7 литра на душу населения. И еще лет шесть мы будем терять по 2% в год точно, хотя падать вроде бы и некуда. За счет взлета винных напитков в 2016 году к 2015-му на 3,7 млн дал при падении игристых вина на 1,6 млн дал и тихих вин на 1,7 млн дал мы получаем суммарный рост объема в 0,43% – на уровне статистической пограшности. Но суммарно вся винная продукция в 2016 году к 2014-му сократилась на 9 млн дал!
Конечно, государство по мере сил активно и эффективно развивает и регулирует виноградарско-винодельческую отрасль, мешает ему в этом только одно – прямая финансовая на сегодняшний день незаинтересованность федеральной власти в этих программах. Мало того, что деньги от винодельческой продукции (а также пива) поступают в местный бюджет, так их еще и кот наплакал. Вот самые свежие данные от Росказны, по итогам 2016 года:
- с крепкой российской продукции фискалы в 2016 году сняли 164,75 млрд рублей (+28% к 2015 году);
- с пива сняли 148,3 млрд рублей (+14%) – и какое государству дело, что пивной рынок в объеме упал на 30% за 8 лет, если еще в 2009 году с пива снимали акцизов всего 30 млрд рублей в год!
- с винодельческой продукции было собрано 10,22 млрд рублей (+20% к предыдущему году, или +1,5 млрд рублей больше), при этом физический объем винодельческой отрасли очень близок к физическому объему рынка легальной крепкой продукции, значит, с одной единицы винодельческой продукции фискалы сняли акциза в 16,5 раз меньше, чем с крепкой.
Давайте говорить честно и откровенно: отчасти и поэтому федеральной власти не нужны ни рост потребления вина, ни изменение культуры и структуры потребления. Более того, не дай бог, если начнется реальное замещение крепкого алкоголя винодельческой продукцией. Это же на каждой замещенной в недрах нашего населения единице крепкого алкоголя федеральная власть потеряет в 15 раз больше в федеральном акцизном плане!
Вопросы культуры потребления (а вино – это культура), пользы вина и преимуществ перед крепкими напитками отметают и убивают антиалкогольные общественники – идеалисты-популисты в разных ветвях власти: «В любом алкоголе культуры быть не может!» - утверждают они. Это мы с вами, грамотные и разумные люди, понимаем, что вино – это не алкоголь. (Власти Молдавии, например, признали вино обычным продуктом питания, исключив его из списка алкогольных напитков.)
И государство в своей виноградарско-винодельческой политике выбрало идеальный - с его точки зрения - вариант: ничего не делая в области развития потребления вина (а значит, не теряя в акцизах с крепкого алкоголя и пива), оно проводит различные реформы в рамках действующих объемов потребления. 
Возьмем объемы производство+импорт–экспорт: это в 2016 году 55 млн дал тихих вин, игристых – 18 млн дал, винных напитков – 35 млн дал, всего около 110 млн дал в год. Государство вполне устраивает этот объем, он дает ему отличное соотношение акцизов. Государству очень повезло, что в 2015-м в России было что «импортозамещать» в готовой продукции, и рост производства вина на 25% в 2015-м к 2014-му не помешал снижению потреблению вина в 2015 году. Государству повезло в том, что в России еще можно замещать 20 млн дал импортного виноматериала, при этом даже сокращая и далее производство готового российского вина и теряя в потреблении и дальше... И, наконец, государству очень «повезло» в том, что на рынке не менее 15-20 млн дал статистического фальсификата – это дает все ту же возможность, не теряя в сборе акцизов с крепкого алкоголя в результате замещения продукции, даже не наращивая производство бутилированного вина и продолжая падать в потреблении, развивать производство винограда и виноматериала.
Все сегодняшние реформы – это реформы в замкнутом объеме рынка винодельческой продукции в 110 млн дал без серьезных шансов на рост объема рынка в целом - чтобы (не дай бог!) не сократить потребление акцизно дорогой крепкой продукции замещением акцизно дешевой.

Вадим Дробиз,
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)





Яндекс.Метрика
FoodMarkets.ru: продовольственный портал, торговля оптом продуктами питания